Квальяти, Паоло
1555 - 1628
Назад
Паоло Квальяти (Paolo Quagliati) - Итальянский композитор и органист
Родился в 1555 году, Кьоджа - умер 16 ноября 1628 года, Рим.
Он родился в знатной семье Кьоджи и примерно в 1574 г. поселился в Риме, где оставался до своей смерти. В течение более чем 50 лет он работал в богатых патрицианских семьях, а также в церкви, как музыкант и бюрократ. Он был маэстро капеллы в соборе Марии Маджоре с 1591 по 1621 год и, по-видимому, занимал аналогичную должность в соборе Марчелло аль Корсо; в период с 1595 по 1618 год он также неоднократно работал музыкантом в оратории дель Крочифиссо. В 1594 году он стал римским гражданином. В 1606 году во время предпраздничных торжеств на улицах Рима на украшенной повозке была исполнена его "Ночь любви". Пьетро делла Валле, написавший текст, позже заявил, что это "было первое драматическое действие или музыкальное воплощение, которое когда-либо было услышано в этом городе", - преувеличенное утверждение. Примерно между 1605 и 1608 годами Квальяти состоял на службе у кардинала Одоардо Фарнезе, которому он посвятил свой сборник мадригалов 1608 года. На титульном листе этого издания он назван органистом церкви Святой Марии Маджоре, и эту должность он, вероятно, занимал до самой своей смерти. Известно также, что он играл на органе в других римских церквях по особым случаям. Об уважении, с которым он относился к своим современникам, свидетельствует посвящение ему Giardino musicale (1621), антологии песен и дуэтов восьми римских композиторов, в том числе Фрескобальди. В последние годы своей жизни он был на службе у семьи Людовизи. Когда кардинал Алессандро Людовизи стал папой Григорием XV в 1621 году, он был назначен апостольским протонотарием и личным камергером папы. К свадьбе в 1623 году племянника папы Николо Людовизи с Изабеллой Джезуальдо (дочерью композитора) он написал коллекцию "La sfera armoniosa", репродукция которой включает его гравированный портрет работы Оттарио Марии Леони. Когда в том же году умер папа, Квальяти остался на службе у семьи Людовизи. Он умер богатым человеком и был похоронен в Санта-Мария-Маджоре. Первыми личными публикациями Квальяти были канцонетты из трех частей: в 1585 году он опубликовал священную антологию, а в 1588 году - два светских тома, показав себя энтузиастом легких форм, которые оказались столь важными в текстурном отношении для зарождающегося стиля барокко. Он никогда не был серьезным мадригалистом, поэтому переход к монодии и согласованному мадригалу, возможно, дался ему легко. Его единственная публикация мадригалов (1608), тем не менее, демонстрирует стилистическую неопределенность, характерную для начала XVII века, и ее содержание разработано таким образом, что их можно исполнять либо как согласованные мадригалы, либо как монодии; как он заявил в предисловии: Видя, что в наши дни одна группа получает удовольствие от "полноценной" многоголосной музыки, хотя кажется, что большая группа желает и одобряет "пустую" музыку для сольных голосов и инструментов … Я решил удовлетворить более чем один вкус. Он был не одинок в своей попытке объединить старое и новое; свидетельством тому, например, практика П.М. Марсоло во второй книге четырехчастных мадригалов (1614). "Танец любви" - это короткое праздничное произведение, состоящее в основном из коротких соло и дуэтов и заканчивающееся пятичастным концертным мадригалом; его не следует рассматривать как миниатюру или протооперу. Несколько других произведений, следующих за самим Карро, включают в себя четыре сольных мадригала, которые, вероятно, являются первыми в Риме, написанными как таковые, хотя им предшествовали сольные версии произведений 1608 года. Самым значительным светским произведением Квальяти является "Сфера любви", состоящая из 25 номеров, в основном соло и дуэтов, с концертной партией скрипки; пять мадригалов из сборника 1608 года по-разному адаптированы. Его "Рицеркате и канцони" (1601, не утрачен, как утверждает Каст) демонстрирует консервативные черты, часто ассоциирующиеся со строгими контрапунктическими формами. Любопытно, что "ричеркары" и "канцоны" не выделены в основной части издания, и их нелегко отличить друг от друга. Священные произведения Квальяти, которые варьируются от монодий до сочинения из 12 частей, мало изучены. Во всех своих произведениях Квальяти использовал чистую, в основном диатоническую гармонию и придерживался консервативного подхода к трактовке диссонанса. Он предпочитал скромные фактуры концертато, а его мелодический стиль прост и изящен.
Ноты сочинений Паоло Квальяти на сайте библиотеки IMSLP