Квальяти, Паоло
1555 - 1628
Назад
Quagliati, Paolo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Паоло Квальяти был итальянским композитором и органистом, родившимся в знатной семье Кьоджи. Примерно в 1574 году он поселился в Риме, где оставался до конца жизни. Более 50 лет он работал на богатые патрицианские семьи и для церкви, занимая как музыкальные, так и административные должности.
С 1591 по 1621 год Квальяти был maestro di cappella (капельмейстером) в церкви S Maria Maggiore. Вероятно, он занимал аналогичную должность в церкви S Marcello al Corso и неоднократно выступал как музыкант в Oratorio del Crocifisso с 1595 по 1618 годы. В 1594 году он стал гражданином Рима.
В 1606 году его произведение Il carro di Fedeltà d’Amore (Колесница верности любви) было исполнено на украшенной платформе на улицах Рима во время предпасхальных празднований. Текст написал Пьетро делла Валле, который позже заявил, что это «первое драматическое действие или представление в музыке, когда-либо услышанное в этом городе», хотя это утверждение явно преувеличено.
Примерно с 1605 по 1608 годы Квальяти находился на службе у кардинала Ододаро Фарнезе, которому посвятил свой сборник мадригалов 1608 года. Название этой публикации указывает его как органиста S Maria Maggiore, должность, которую он, вероятно, занимал до смерти. Он также играл на органе в других римских церквях по особым случаям.
Последние годы жизни он служил семье Лодовизи. Когда кардинал Алессандро Лодовизи стал папой Григорием XV в 1621 году, Квальяти был назначен апостольским протонотарем и частным камергером папы. Для свадьбы в 1623 году племянника папы Николо Лодовизи с Изабеллой Джезуальдо он написал сборник La sfera armoniosa (Гармоническая сфера), на титульном листе которого помещён его гравированный портрет работы Оттарио Мария Леони. После смерти папы Квальяти остался на службе у семьи Лодовизи. Он умер состоятельным человеком и был похоронен в S Maria Maggiore.
Квальяти создавал как сакральную, так и светскую музыку. Его первые публикации включали трёхголосые канцонетты: сакральный сборник 1585 года и два светских тома 1588 года, демонстрирующие интерес к лёгким музыкальным формам, которые стали важными для барочной текстуры. Он не был серьёзным мадригалистом, поэтому переход к монодии и концертированным мадригалам для него был естественным.
Единственный его сборник мадригалов 1608 года демонстрирует стилистическую неопределённость раннего XVII века. Произведения могут исполняться как концертированные мадригалы или как монодии, как указано в предисловии автора:
"В наше время одна группа предпочитает «полную» музыку с множеством голосов, хотя большая часть публики желает и приветствует «пустую» музыку для соло и инструментов… я решил удовлетворить более чем один вкус."
Il carro di Fedeltà d’Amore (Колесница верности любви) — это короткая праздничная работа, состоящая в основном из коротких соло и дуэтов, завершающаяся пятиголосым концертированным мадригалом. Среди последующих композиций четыре соло-мадригала, вероятно, первые в Риме, специально написанные как такие. Его наиболее значительное светское произведение — La sfera armoniosa (Гармоническая сфера), включающее 25 номеров, преимущественно соло и дуэты с концертирующей партией скрипки; пять мадригалов адаптированы из сборника 1608 года.
Его Ricercate e canzoni (1601) демонстрируют консервативные черты строгих контрапунктных форм. Его сакральные произведения варьируются от монодий до двенадцатиголосных сочинений. Во всех работах Квальяти использовал ясную, преимущественно диатоническую гармонию, придерживался сдержанных концертато-текстур, а мелодический стиль был простым и изящным.
Сакральные вокальные произведения:
Светские вокальные произведения:
Инструментальные произведения:
Утраченные произведения:
Ноты сочинений Паоло Квальяти на сайте библиотеки IMSLP