Пенкель, Бартломей
.... - 1670
Назад

Бартломей Пенкель (Bartłomiej Pękiel) - польский композитор и органист
- Умер в 1670 году - Краков.
Маттесон утверждал, что он немецкого происхождения. Содержание грамоты, выданной ему в 1641 году, показывает, что он поступил на службу к варшавскому двору во время правления Владислава IV (то есть не ранее 1633 года). 27 марта 1637 года, когда он появился в качестве крестного отца в записях коллегиальной церкви Святого Яна в Варшаве, он был описан как “organarius S[acrae] R[egiae] M[aiestatis]”. При дворе он был связан с Марко Скакки, музыкальным директором с 1628 по 1649 год, а с 1641 или 1644 года стал заместителем директора: Фейхт утверждал, что с 1633 года Скакки при дворе занимался только оперой и светской музыкой в целом, а духовную музыку доверил Пенкелю. Задача обучения мальчиков из церковного хора уже давно была возложена на него, и после отъезда Скакки из Варшавы в 1649 году Пенкель взял на себя единоличное руководство королевской капеллой, хотя звание директора было присвоено ему только в 1653 году. Позже в том же году, из-за войны с казаками, он был назначен служить королеве и защищать ее, а после захвата Варшавы шведами в 1655 году и роспуска двора он покинул Варшаву. Он переехал в Краков, где в 1658 году, после смерти Францишека Лилиуса, стал музыкальным руководителем капеллы Вавельского кафедрального собора. Он также поддерживал тесные контакты с рорантистской капеллой, в частности с ее директором М.А. Мишкевичем. Последнее архивное упоминание о нем как о музыкальном директоре датируется 1664 годом, но поскольку новый директор (Даниэль Фиршевич) занял свой пост только в 1670 или 1671 году, можно предположить, что он умер в это время или незадолго до этого. Свидетельства, связанные с утерянной Миссией супер "Вени спонсора" и Миссией Вонсоцианна, по-видимому, указывают на то, что во время своего пребывания в Кракове он поддерживал контакты с цистерцианскими аббатствами и монастырями на юге Польши. Пенкель был ведущим польским композитором эпохи среднего барокко. В его творчестве можно выделить варшавский и краковский периоды. В первом он сочинял драматические концертные произведения (например, смертельный диалог), полихоральные мессы в сопровождении множества инструментов (в основном духовых) и с самостоятельными инструментальными пассажами (мессу "Ломбардеска" и мессу из 14 частей), а также чисто инструментальные пьесы, такие как "Канон", в стиле классической музыки. вариация ricercare от Ксении Аполлинеи. Органная фуга, обнаруженная Голосом, также, вероятно, относится к этому периоду, как и переложения танцев для лютни, приписываемые Пенкелю в рукописи, хранящейся в Гданьске, но, скорее всего, принадлежащие нескольким разным композиторам. Во время своего пребывания в Кракове он сочинял только духовные произведения для кафедральной капеллы, а также – в первую очередь – для мужской рорантистской капеллы. Они включают мессы (для четырех-восьми голосов) и мотеты а капелла (которые, однако, несомненно, исполнялись под аккомпанемент органа). Как с мелодической, так и с ритмической точек зрения, многоголосие Пенкеля носит ярко выраженный барочный характер, даже в произведениях, написанных в традиционном стиле а капелла, и, хотя он не отказывался от религиозных ладов, оно подчеркнуто тональное. Особенно значительным произведением является месса из четырех частей, которую Мискевич назвал "Missa pulcherrima ad instar Praenestini" (причина такого использования имени Палестрины не установлена). Она признана выдающейся польской работой в своем роде за весь 17 век. Пенкель позаимствовал темы из своих собственных произведений (в основном варшавского периода), григорианского хорала и, в частности, из польских духовных песен, особенно колядок. Музыка Пенкеля была известна как в Германии, так и в Польше, о чем свидетельствуют рукописи, хранящиеся в Берлине и Люнебурге.
Ноты сочинений Бартломея Пенкеля на сайте библиотеки IMSLP