Перес Ролдан, Хуан
1604 - 1672
Назад

Хуан Перес Ролдан (Juan Pérez Roldán) - испанский композитор
- Крещён 26 декабря 1604 г. - Калаорра.
- Умер после 1672 года - Сарагоса (?).
Лопес-Кало отождествляет его с Хуаном Пересом, племянником капеллана и музыканта Педро Переды, который в 1617 году стал певчим в кафедральном соборе Калаорры и в декабре того же года уехал в Сигуэнсу. В 1634 году он был в Толедо, пытаясь стать кантором (тенором) в кафедральном соборе. В 1636 году он работал маэстро де Капилья и каноником в коллегиальной церкви Берланги, но в ноябре перешел в кафедральный собор Толедо в качестве клаустреро и хормейстера, а в июне 1638 года получил должность тенора. В 1639 году ему предложили должность маэстро де Капилья в Калаорре. В декабре 1641 года он уже был в кафедральном соборе Малаги, надеясь стать там маэстро де Капилья; однако конкурс был официально объявлен только в марте 1642 года. Он занял этот пост, но покинул его 30 октября 1645 года, возможно, из-за разногласий с музыкантами капеллы. По крайней мере, с 15 марта 1648 года, в день смерти его матери, он был маэстро де Капилья в мадридском монастыре Воплощения. В письме к королю Португалии Жуану IV, датированном 22 июня 1654 года, говорится о славе Переса Ролдана и в то же время описывается как ленивый человек, склонный приписывать себе труд других. В феврале 1655 года он получил приглашение вернуться на свой старый пост в Малаге, которое отклонил, поскольку его дорожные расходы не были оплачены заранее. В 1661 году он был пресвитером и королевским капелланом, а также маэстро де Капилья в монастыре Энкарнасьон; он все еще занимал все эти должности в 1664 году, когда был судьей на конкурсе на звание настоятеля кафедрального собора Сеговии. К 18 июня 1667 года он больше не работал в мадридском монастыре, а 22 июля был назначен маэстро де Капилья кафедрального собора Сеговии; однако к 26 октября 1670 года он исчез, забрав с собой все, включая свои партитуры, и нарушив все свои обязательства. В 1671 году он занял должность маэстро де Капилья в кафедральном соборе Леона, но в октябре был отправлен на пенсию. Его долги были прощены, и ему было выдано 300 дукатов на пенсию в обмен на передачу церкви некоторых музыкальных партитур. Однако в декабре 1671 года он стал маэстро де Капилья в кафедральном соборе Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар в Сарагосе и сразу же возглавил музыкальное сопровождение рождественских и богоявленских праздников. Сразу после этих торжеств, 9 января 1672 года, капитул решил, что из-за возраста Переса Ролдана забота о детях должна перейти к органисту Джозефу Муньесе, который, должно быть, был ненамного моложе. Последнее известие о Пересе Ролдане содержится в письме Хоакина Фалькеса, королевского капеллана и музыканта королевской капеллы, от 13 февраля 1672 года, адресованном ему в Мадрид. Кроме того, Андрес Лоренте причислил его к числу хороших современных мастеров в "El porqué de la música" (Алькала-де-Энарес, 1672). В ноябре 1673 года в Эль-Пилар появился новый маэстро де Капилья. Большинство работ Переса Ролдана хранятся в соборах Сарагосы, что, учитывая его нежелание дарить свои работы какой-либо церкви, позволяет предположить, что он умер в этом городе. В августе 1673 года одна из его работ ("Миса де ла Баталья") была передана кантором кафедрального собора Сеговии Педро де ла Пуэблой в счет погашения долга, который он задолжал капитулу. При жизни Перес Ролдан считался великим композитором, а столетие спустя Ириарте в своей поэме "Музыка" причислил его к великим испанским композиторам. Он производит впечатление человека, хорошо владеющего контрапунктом, о чем свидетельствуют как его композиции в старинном стиле, так и его вильянчико, которые являются сложными и представляют большой мелодический и гармонический интерес. Использование им диссонанса и модуляции придает его произведениям четко узнаваемый индивидуальный стиль. Его мадригал "Ах дель Соль" - одно из немногих известных испанских произведений XVIII века для инструментального ансамбля. Музыку к "Тетис и Пелео" почти наверняка можно отнести к его перу. Она была написана в честь установления мира на Пиренеях и бракосочетания Марии Терезы, дочери Филиппа IV, с Людовиком XIV. Перес Ролдан повторно использовал фрагменты из "Тетиса" для создания "вильянсикос", посвященных Воскресению и Богородице, с новым текстом Висенте Санчеса, руководителя El Pilar и постоянного сотрудника maestros de capilla.