Пёрселл II, Генри
1659 - 1695

Назад

Purcell II, Henry

  • Дата рождения: предположительно 10 сентября 1659
  • Место рождения: Вестминстер, Лондон, Англия
  • Дата смерти: 21 ноября 1695
  • Место смерти: Вестминстер, Лондон, Англия

Биография

Не сохранилось записи о его крещении; дата рождения установлена на основании возраста, указанного на его мемориальной табличке в Вестминстерском аббатстве и на фронтисписе сборника Sonnata's of III. Parts (Лондон, 1683). Есть свидетельства, что он мог родиться 10 сентября. Его родителями почти наверняка были Генри Пёрселл I и Элизабет, однако в письме к Джону Гостлингу от 8 февраля 1679 года Томас Пёрселл недвусмысленно называет композитора «моим сыном Генри», вероятно, потому что после смерти старшего Генри в 1664 году он фактически заменил племяннику отца и заботился о его карьере.

В детстве Пёрселл был певчим в Королевской капелле. Документы, касающиеся его содержания и дальнейшего обучения после ломки голоса в 1673 году, дают первые достоверные сведения о его жизни. 10 июня 1673 года он был назначен помощником «без жалованья» Джону Хингестону, хранителю королевских духовых и клавишных инструментов; он должен был занять оплачиваемую должность после смерти или отставки Хингестона. Указы от 17 декабря 1673 года предусматривали для него одежду и ежегодное пособие в 30 фунтов. После ухода из хора он, вероятно, учился у музыкантов, упоминаемых как его учителя в ранних источниках: Джона Блоу и Кристофера Гиббонса. Большое влияние оказал и Мэттью Лок, которому Пёрселл посвятил элегию What hope for us remains now he is gone? («Какая надежда осталась нам теперь, когда он ушёл?»).

10 сентября 1677 года Пёрселл сменил Лока на посту придворного композитора для скрипок. Однако, по-видимому, он писал немного чисто инструментальной музыки для королевской скрипичной капеллы, и, возможно, был назначен на первую вакантную должность просто в свой 18-й день рождения. Его энергия была в основном направлена на сочинение духовной музыки, включая три симфонических гимна (z28, z66, z68), завершённых к концу 1677 года, а также на аранжировку и редактирование гимнов других композиторов. Позже он оставил надписи «God bless Mr Henry Purcell 1682» и «September ye 10th 1682» на пустом листе книги, что служит вторым намёком на то, что его днём рождения мог быть 10 сентября.

В середине 1670-х Пёрселл был тесно связан с музыкой в Вестминстерском аббатстве: не только книги с партиями, переписанные до Михаэля 1677 года, включают шесть его гимнов, но и с 1674 по 1678 год он получал деньги за настройку органа, а в 1676 году — за переписку книги органных партий. Около Михаэля 1679 года он сменил Джона Блоу на посту органиста аббатства, который занимал до конца жизни.

В 1680 году Пёрселл женился на Фрэнсис Питерс, дочери Джона Баптиста Питерса (ум. 1675) и его жены Эми из прихода Олд-Холлоуз в Лондоне. Их первый сын, также Генри, был крещён 9 июля 1681 года и похоронен там же 18 июля. В том же году он написал приветственную оду Welcome vicegerent of the mighty king («Добро пожалован, наместник великого короля») — своё первое крупное светское сочинение для Карла II, и вскоре после этого начал вести сборник партитур, куда вносил чистовые копии гимнов, од и песен, написанных для двора.

14 июля 1682 года он был принят джентльменом Королевской капеллы на место Эдварда Лоу в качестве одного из трёх органистов, и, вероятно, в связи с этим получил удостоверение о причащении, подписанное 4 февраля 1683 года священником и церковным старостой прихода Святой Маргариты, Вестминстер. К Пасхе 1682 года он жил на Грейт Сент Эннс Лейн в Вестминстере, а около конца 1684 года переехал неподалёку, в Боуллинг-Алли Ист. В декабре 1683 года он сменил Джона Хингестона на посту хранителя инструментов.

Между 1680 годом и смертью Карла II в 1685-м Пёрселл был прежде всего придворным композитором. После музыки к пьесе Натаниэла Ли Феодосий (z606), поставленной в Дорсет Гарден Театре в первой половине 1680 года, он не писал значительных произведений для публичной сцены до 1688 года. Дидона и Эней (z626), возможно, изначально была написана для двора. В его сборнике партитур эта музыка, по-видимому, рассматривалась как репертуар, посвящённый исключительно королю — ни одно из этих сочинений не было опубликовано до 1685 года. Сохранилась незавершённая партитура гимна Hear my prayer, O Lord («Услышь молитву мою, Господи») (z15), вероятно переписанная в 1685 году и, возможно, написанная для похорон Карла II.

Восшествие на престол Якова II привело к реорганизации придворной музыкальной капеллы. Положение Пёрселла в светской музыке двора, вероятно, не изменилось, хотя его титул был изменён с «композитора» на «композитор клавесина». Он сохранил пост органиста англиканской Королевской капеллы, но статус этой капеллы был снижен при новом католическом монархе. Возможно, поэтому о должности Пёрселла как хранителя инструментов, ответственного за органы, забыли до начала 1688 года, когда он успешно подал прошение о выплате задолженности и восстановлении жалованья.

Годы 1686 и 1687, вероятно, были тяжёлыми для Пёрселла и его семьи, так как в эти годы они похоронили по младенцу. Его сборник партитур отражает изменение отношения к придворным обязанностям по сравнению с 1680–1685 годами: после коронационного гимна My heart is inditing («Сердце моё изрекает») (z30) он больше не вписывал духовную музыку собственной рукой, а из трёх приветственных од, написанных им для Якова II (z335, z343–344), только последняя полностью сохранилась в его автографе. Изгнание Якова II в 1688 году окончательно завершило карьеру Пёрселла как композитора, работавшего главным образом для двора, хотя он остался на жалованье при Вильгельме и Марии.

Этот период политической и профессиональной неопределённости совпал с рождением его двух единственных детей, доживших до зрелости: дочери Фрэнсис и сына (5) Эдварда, появившихся на свет в 1688 и 1689 годах соответственно.

Коронация Вильгельма и Марии 11 апреля 1689 года вызвала некоторые трудности между Пёрселлом и капитулом Вестминстерского аббатства из-за денег, которые он получил от зрителей, наблюдавших за церемонией с органного хора, но нет никаких свидетельств о серьёзных конфликтах с настоятелем или братией: возможно, он просто не знал о новых правилах, введённых для этой службы.

Двор больше не был важнейшим музыкальным центром, каким он был при Стюартах, и Пёрселл искал дополнительные источники работы. В 1689 году он написал первую из од ко дню рождения королевы Марии, но также редактировал и участвовал в издании второй части сборника Джона Плейфорда The Second Part of Musick’s Hand-Maid («Вторая часть Музыкальной служанки»), представил полностью певческую маску Дидона и Эней в пансионе Джозиаса Приста для девочек в Челси и сочинил оду Celestial music did the gods inspire («Небесная музыка вдохновила богов») (z322) для школы Льюиса Мэйдвелла на Кинг-стрит в Вестминстере.

С 1690 года он активно занимался музыкой для театра, хотя продолжал писать ежегодные оды ко дню рождения королевы Марии и создавал крупные произведения для организаций вне двора, например оду Of old when heroes thought it base («Встарь, когда герои считали это низким») (z333), исполненную в 1690 году на ежегодном фестивале Йоркширского общества в Лондоне.

В 1691 году он приобрёл второй дом на Боуллинг-Алли, но вскоре, похоже, перевёз семью в другое место, возможно, в поисках более здоровых условий для детей. Вернувшись в Вестминстер около Рождества 1693 года, семья Пёрселлов поселилась на Маршам-стрит.

В 1690-е годы Пёрселл также пользовался большим спросом как педагог. В 1693 и 1694 годах к нему был направлен из Итона Джон Уэлдон, а среди других его учеников были Аннабелла Говард, четвёртая жена драматурга сэра Роберта Говарда, внучка сэра Роберта Диана и Рода Кавендиш. В 1694 году Пёрселл переработал и обновил 12-е издание «Введения в музыкальное искусство» Джона Плейфорда.

Пёрселл написал часть музыки для государственных похорон королевы Марии 5 марта 1695 года. Опера Индейская королева (z630), без заключительной маски его брата Дэниела Пёрселла, возможно, была исполнена в июне того же года. К 24 июля 1695 года, шестому дню рождения сына принцессы Анны, герцога Глостерского, Пёрселл написал свою последнюю придворную оду Who can from joy refrain? («Кто может удержаться от радости?»).

Ничто в его интенсивной работе вплоть до сентября 1695 года не указывало на болезнь. Песня Lovely Albina’s come ashore («Прекрасная Альбина вышла на берег») (z394), названная в первом томе Орфея британского (Лондон, 1698) «последней песней, написанной мистером Генри Пёрселлом перед его болезнью», относится к примирению принцессы Анны и короля Вильгельма, которое не могло состояться ранее возвращения Вильгельма в Лондон 12 октября 1695 года. Завещание Пёрселла, в котором он оставил всё своей жене, было составлено в спешке и подписано в день смерти, что свидетельствует о том, что лёгкая болезнь внезапно приняла смертельный оборот.

Похороны Пёрселла состоялись в Вестминстерском аббатстве вечером 26 ноября. Газета Flying Post того дня сообщала, что композитор будет похоронен у органа, без уплаты пошлины его вдовой, в присутствии капитула и хора аббатства, а также хора Королевской капеллы. Аннабелла Говард заказала мраморную табличку, установленную на колонне над его могилой.

Фрэнсис Пёрселл умерла в Ричмонде и была похоронена рядом с мужем в Вестминстерском аббатстве 14 февраля 1706 года, завещав сыну Эдварду орган и два спинета, а также «книги музыки в целом». Их дочь Фрэнсис, которая занималась исполнением материнского завещания, вышла замуж за писателя Леонарда Уэлстеда и умерла в 1724 году.

Творчество

Генри Пёрселл — выдающийся английский композитор XVII века, достигший вершины в развитии английской барочной музыки. Его творчество охватывает практически все жанры того времени: церковную музыку, светскую вокальную, театральную и инструментальную музыку, оды и торжественные песни. Пёрселл сумел органично соединить английскую музыкальную традицию с новейшими европейскими веяниями, особенно итальянской барочной школы, при этом сохранил уникальный национальный характер своей музыки.


1. Церковная музыка

Пёрселл начал карьеру как хорист в Chapel Royal, а в зрелом возрасте стал органистом Вестминстерского аббатства. Церковная музыка занимала ключевое место в его жизни, особенно в первые годы творческой деятельности (ок. 1674–1680). Он писал:

  • Службы — полные литургические циклы для утренней и вечерней молитвы с органом, хором и солистами. Наиболее известна его «Service in B» (Служба си-бемоль мажор), включающая все кантики, ответы на заповеди и Символ веры.
  • Антемы — как «full anthems» (полные гимны для хора и органа), так и «verse anthems» (соло и хор). В них Пёрселл проявляет мастерство контрапункта, драматизм и выразительность гармоний.
  • Симфонические гимны — сложные произведения для хора, солистов и струнных. Эти работы демонстрируют изысканное использование струнных, развитые вступления и виртуозные партии для голоса. Например, «My beloved spake» и «Behold, now praise the Lord» показывают влияние Пелхэма Хамфри и ранних полифонических традиций.

Ранняя церковная музыка Пёрселла сохраняет элементы английского канонического стиля, но уже содержит эмоциональную выразительность, драматизм и широкий диапазон динамики. Поздние произведения для симфонических гимнов показывают влияние итальянской практики с контрапунктальными симфониями, виртуозной оркестровкой и сложными хоровыми ансамблями.


2. Светская вокальная музыка

Пёрселл — мастер английской песни. В его светской музыке проявляется исключительная гармоническая гибкость, драматичность и мелодическая выразительность:

  • Ранние песни (1670-е гг.) часто представляли собой стратовые танцевальные формы, такие как минуеты и гавоты. Он тщательно согласовывал поэтическую структуру с музыкальными акцентами и рифмами.
  • Декламационные песни — использовались для более серьёзной поэзии. Мелодическая линия повторяет интонации речи и поддерживается алмандами или airs.
  • Ground bass песни — построенные на повторяющемся басовом рисунке. Эти произведения демонстрируют драматизм и эмоциональное напряжение («She loves and she confesses too», «Let each gallant heart»). Поздние ground bass песни приближаются к форме да капо арии.
  • Многосекционные песни и «symphony songs» — для солистов, хора и струнных. Это прямое влияние итальянской кантаты, адаптированное к английской традиции. Например, «If ever I more riches did desire» демонстрирует размер и сложность, сопоставимую с ораторией.

Пёрселл соединял традиции английской песни с элементами итальянского стиля: выразительная мелодика, контрапункт, гармонические модуляции и драматизм.


3. Театральная музыка

Пёрселл считается основоположником английской барочной оперы. Его произведения для сцены демонстрируют драматизм, гармоническую выразительность и мастерство оркестровки:

  • Dido and Aeneas (1688) — первая полноценная английская опера. В ней органично соединяются арии, хоры и инструментальные интродукции. Контраст между сольными и хоровыми партиями создаёт драматическое напряжение.
  • Опера и театральные кантаты — музыка Пёрселла для театра характеризуется использованием ground bass, мелодических контрастов, тональных изменений и выразительных басовых партий. Он использует как легкие танцевальные мотивы, так и глубокие эмоциональные арии.

Театральная музыка Пёрселла сыграла ключевую роль в становлении английской оперной традиции, органично сочетая драматизм с лиризмом.


4. Инструментальная музыка

Инструментальные произведения Пёрселла охватывают:

  • Фантезии и консортную музыку — для струнных ансамблей. Используются сложные контрапунктальные техники: каноны, инверсии, увеличения и уменьшения. Фантезии показывают его глубокое понимание английской консортной традиции.
  • Трио-сонаты — например, «Sonnata's of III. Parts» (1683) и «Ten Sonata's in Four Parts» (1697). Они построены по итальянской традиции «à tre» (две скрипки, виолончель и клавишный инструмент), демонстрируя стремление к точной имитации итальянских мастеров.
  • Клавирные произведения — сюиты, уроки, обработка песен. В них встречаются стиль бризе и танцевальные формы (альманды, корранты, ground basses), сочетание виртуозности и мелодической красоты.
  • Органная музыка — ограниченное количество аутентичных пьес, большинство из которых были импровизационными волунтариями.

Инструментальная музыка Пёрселла соединяет английскую традицию с итальянским влиянием, демонстрирует виртуозность и гармоническую изобретательность.


5. Оды и торжественные песни

Пёрселл написал множество оды и welcome songs:

  • Welcome songs — для торжественного приветствия монарха, ранние произведения включают простую струнную оркестровку и континуо, поздние добавляют духовые инструменты.
  • Оды на дни Святой Цецилии — первые оды (1683) представляют собой многосекционные композиции с контрапунтом и элементами ground bass. Поздние оды становятся более итальянскими по стилю, с развитой оркестровкой, сложными хоровыми и инструментальными партиями.
  • Крупнейшие оды — «Hail, bright Cecilia» (1692) занимает более 45 минут, включает три ground bass движения, масштабные хоры и сольные партии, демонстрируя зрелый стиль Пёрселла, который повлиял на Генделя и последующую английскую хоровую традицию.

6. Стиль и особенности

  • Синтез английской и итальянской традиций — Пёрселл умело сочетает ясную английскую мелодику с драматизмом и контрапунктом итальянской школы.
  • Мастерство контрапункта — сложные каноны, фуги, инверсии и увеличения встречаются во всех жанрах, от церковной музыки до инструментальных произведений.
  • Эмоциональная выразительность — особенно в ground bass песнях, театральных ариях и симфонических гимнах.
  • Разнообразие жанров — церковная музыка, опера, песни, трио-сонаты, клавирные сюиты, оды и торжественные песни.
  • Влияние на последующих композиторов — особенно в развитии английской оперной, театральной и хоровой традиции.

В целом, творчество Пёрселла — это уникальный сплав национальной английской традиции, европейской барочной практики и личной художественной выразительности. Он создал стиль, органично соединяющий драматизм, мелодическую красоту и гармоническую сложность, что делает его фигуру центральной в истории английской музыки XVII века.

Произведения

1. Опера и театральная музыка

  • Dido and Aeneas («Дидона и Эней»)
  • The Indian Queen («Индийская королева»)
  • The Fairy-Queen («Фея-королева») – маска, музыка к пьесе Шекспира
  • King Arthur («Король Артур») – маска
  • Theodosius («Феодосий») – музыка к пьесе Nathaniel Lee

2. Оды и приветственные песни

  • Welcome, vicegerent of the mighty king («Добро пожаловать, заместитель могучего короля», 1680)
  • Swifter, Isis, swifter flow («Быстрее, Исис, быстрей течи», 1681)
  • What shall be done in behalf of the man? («Что следует сделать за человека?», 1682)
  • The summer's absence unconcerned we bear («Летнее отсутствие переносим беззаботно», 1682)
  • Fly, bold rebellion («Лети, дерзкое восстание», 1683)
  • Why, why are all the Muses mute? («Почему, почему все музы молчат?», 1685)
  • Sound the trumpet, beat the drum («Звучите трубы, бейте в барабаны», 1687)
  • Welcome to all the pleasures («Добро пожаловать всем удовольствиям», 1683)
  • Laudate Ceciliam («Хвалите Цецилию», 1683)
  • Raise, raise the voice («Поднимай, поднимай голос», 1683)
  • Now does the glorious day appear («Теперь появляется славный день», 1689)
  • Yorkshire Feast Song («Пир йоркширцев», 1690)
  • Arise, my Muse («Встань, муза моя», 1690)
  • Great parent, hail («Великий родитель, привет», 1694)
  • Love's goddess sure was blind («Богиня любви была слепа», 1692)
  • Come, ye sons of art, away («Придите, сыны искусства, прочь», 1694)
  • Hail, bright Cecilia («Слава, яркая Цецилия», 1692)

3. Церковная музыка

  • I was glad when they said unto me («Я обрадовался, когда сказали мне», 1685)
  • Remember not, Lord, our offences («Господи, не помяни прегрешений наших»)
  • My heart is inditing («Моё сердце излагает», 1685)
  • Praise the Lord, O Jerusalem («Хвали Господа, Иерусалим», 1689)
  • My beloved spake («Возлюбленный мой говорил», 1677)
  • Behold, now praise the Lord («Смотрите, хвалите Господа», 1678)
  • Awake, awake, put on thy strength («Пробудись, пробудись, облекись силой», 1681–2)
  • Rejoice in the Lord alway («Всегда радуйтесь в Господе», 1683–4)
  • They that go down to the sea in ships («Идущие к морю в кораблях», 1682–3)
  • My song shall be alway («Моя песнь будет всегда», 1688–90)
  • Behold, I bring you glad tidings («Смотрите, я приношу вам радостную весть», 1687)
  • O sing unto the Lord («Пойте Господу», 1688)
  • Thou knowest, Lord («Ты знаешь, Господи», 1695)
  • March and Canzona (для funeral Queen Mary, 1695)

4. Инструментальная музыка

  • Staircase Overture («Лестничная увертюра», около 1675)
  • Chacony in G minor («Чакона соль минор», ок. 1680)
  • Suite in G («Сюита соль мажор», начало 1680-х)
  • Three Parts upon a Ground («Три партии на басовом повторе», 1680)
  • Fantasia in three or four parts («Фантазия на три или четыре партии», 1680)
  • In Nomine (шесть и семь партий, около 1680)
  • Trio Sonatas (две скрипки, виолончель и клавишные, 1683, 1697)
  • Harpsichord suites («Сюиты для клавесина», 1690-е)
  • Voluntaries in D minor («Вольюнтарии ре минор», 718 и 719)

5. Домашняя вокальная музыка

  • Sweet tyranness, I now resign my heart («Милая тирания, я отдаю сердце», 1667)
  • Fear no danger to ensue (из Dido and Aeneas, «Не бойся надвигающейся опасности»)
  • I attempt from love's sickness to fly (из The Indian Queen, «Я пытаюсь убежать от болезни любви»)
  • In guilty night («В виновной ночи»)
  • Tell me, some pitying angel («Скажи мне, милосердный ангел»)
  • She loves and she confesses too («Она любит и признаётся»)
  • Let each gallant heart («Пусть каждый доблестный сердце»)
  • Wond'rous machine (из St Cecilia's Day ode, «Чудесная машина»)
  • From silent shades, and the Elysian groves («Из молчаливых теней и Элизийских рощ»)
  • They say you're angry («Говорят, ты сердит»)
  • If ever I more riches did desire («Если бы я когда-либо желал больше богатства»)

Ноты сочинений Генри Пёрселла II на сайте библиотеки IMSLP