Пёрселл II, Генри
1659 - 1695
Назад
Purcell II, Henry

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Не сохранилось записи о его крещении; дата рождения установлена на основании возраста, указанного на его мемориальной табличке в Вестминстерском аббатстве и на фронтисписе сборника Sonnata's of III. Parts (Лондон, 1683). Есть свидетельства, что он мог родиться 10 сентября. Его родителями почти наверняка были Генри Пёрселл I и Элизабет, однако в письме к Джону Гостлингу от 8 февраля 1679 года Томас Пёрселл недвусмысленно называет композитора «моим сыном Генри», вероятно, потому что после смерти старшего Генри в 1664 году он фактически заменил племяннику отца и заботился о его карьере.
В детстве Пёрселл был певчим в Королевской капелле. Документы, касающиеся его содержания и дальнейшего обучения после ломки голоса в 1673 году, дают первые достоверные сведения о его жизни. 10 июня 1673 года он был назначен помощником «без жалованья» Джону Хингестону, хранителю королевских духовых и клавишных инструментов; он должен был занять оплачиваемую должность после смерти или отставки Хингестона. Указы от 17 декабря 1673 года предусматривали для него одежду и ежегодное пособие в 30 фунтов. После ухода из хора он, вероятно, учился у музыкантов, упоминаемых как его учителя в ранних источниках: Джона Блоу и Кристофера Гиббонса. Большое влияние оказал и Мэттью Лок, которому Пёрселл посвятил элегию What hope for us remains now he is gone? («Какая надежда осталась нам теперь, когда он ушёл?»).
10 сентября 1677 года Пёрселл сменил Лока на посту придворного композитора для скрипок. Однако, по-видимому, он писал немного чисто инструментальной музыки для королевской скрипичной капеллы, и, возможно, был назначен на первую вакантную должность просто в свой 18-й день рождения. Его энергия была в основном направлена на сочинение духовной музыки, включая три симфонических гимна (z28, z66, z68), завершённых к концу 1677 года, а также на аранжировку и редактирование гимнов других композиторов. Позже он оставил надписи «God bless Mr Henry Purcell 1682» и «September ye 10th 1682» на пустом листе книги, что служит вторым намёком на то, что его днём рождения мог быть 10 сентября.
В середине 1670-х Пёрселл был тесно связан с музыкой в Вестминстерском аббатстве: не только книги с партиями, переписанные до Михаэля 1677 года, включают шесть его гимнов, но и с 1674 по 1678 год он получал деньги за настройку органа, а в 1676 году — за переписку книги органных партий. Около Михаэля 1679 года он сменил Джона Блоу на посту органиста аббатства, который занимал до конца жизни.
В 1680 году Пёрселл женился на Фрэнсис Питерс, дочери Джона Баптиста Питерса (ум. 1675) и его жены Эми из прихода Олд-Холлоуз в Лондоне. Их первый сын, также Генри, был крещён 9 июля 1681 года и похоронен там же 18 июля. В том же году он написал приветственную оду Welcome vicegerent of the mighty king («Добро пожалован, наместник великого короля») — своё первое крупное светское сочинение для Карла II, и вскоре после этого начал вести сборник партитур, куда вносил чистовые копии гимнов, од и песен, написанных для двора.
14 июля 1682 года он был принят джентльменом Королевской капеллы на место Эдварда Лоу в качестве одного из трёх органистов, и, вероятно, в связи с этим получил удостоверение о причащении, подписанное 4 февраля 1683 года священником и церковным старостой прихода Святой Маргариты, Вестминстер. К Пасхе 1682 года он жил на Грейт Сент Эннс Лейн в Вестминстере, а около конца 1684 года переехал неподалёку, в Боуллинг-Алли Ист. В декабре 1683 года он сменил Джона Хингестона на посту хранителя инструментов.
Между 1680 годом и смертью Карла II в 1685-м Пёрселл был прежде всего придворным композитором. После музыки к пьесе Натаниэла Ли Феодосий (z606), поставленной в Дорсет Гарден Театре в первой половине 1680 года, он не писал значительных произведений для публичной сцены до 1688 года. Дидона и Эней (z626), возможно, изначально была написана для двора. В его сборнике партитур эта музыка, по-видимому, рассматривалась как репертуар, посвящённый исключительно королю — ни одно из этих сочинений не было опубликовано до 1685 года. Сохранилась незавершённая партитура гимна Hear my prayer, O Lord («Услышь молитву мою, Господи») (z15), вероятно переписанная в 1685 году и, возможно, написанная для похорон Карла II.
Восшествие на престол Якова II привело к реорганизации придворной музыкальной капеллы. Положение Пёрселла в светской музыке двора, вероятно, не изменилось, хотя его титул был изменён с «композитора» на «композитор клавесина». Он сохранил пост органиста англиканской Королевской капеллы, но статус этой капеллы был снижен при новом католическом монархе. Возможно, поэтому о должности Пёрселла как хранителя инструментов, ответственного за органы, забыли до начала 1688 года, когда он успешно подал прошение о выплате задолженности и восстановлении жалованья.
Годы 1686 и 1687, вероятно, были тяжёлыми для Пёрселла и его семьи, так как в эти годы они похоронили по младенцу. Его сборник партитур отражает изменение отношения к придворным обязанностям по сравнению с 1680–1685 годами: после коронационного гимна My heart is inditing («Сердце моё изрекает») (z30) он больше не вписывал духовную музыку собственной рукой, а из трёх приветственных од, написанных им для Якова II (z335, z343–344), только последняя полностью сохранилась в его автографе. Изгнание Якова II в 1688 году окончательно завершило карьеру Пёрселла как композитора, работавшего главным образом для двора, хотя он остался на жалованье при Вильгельме и Марии.
Этот период политической и профессиональной неопределённости совпал с рождением его двух единственных детей, доживших до зрелости: дочери Фрэнсис и сына (5) Эдварда, появившихся на свет в 1688 и 1689 годах соответственно.
Коронация Вильгельма и Марии 11 апреля 1689 года вызвала некоторые трудности между Пёрселлом и капитулом Вестминстерского аббатства из-за денег, которые он получил от зрителей, наблюдавших за церемонией с органного хора, но нет никаких свидетельств о серьёзных конфликтах с настоятелем или братией: возможно, он просто не знал о новых правилах, введённых для этой службы.
Двор больше не был важнейшим музыкальным центром, каким он был при Стюартах, и Пёрселл искал дополнительные источники работы. В 1689 году он написал первую из од ко дню рождения королевы Марии, но также редактировал и участвовал в издании второй части сборника Джона Плейфорда The Second Part of Musick’s Hand-Maid («Вторая часть Музыкальной служанки»), представил полностью певческую маску Дидона и Эней в пансионе Джозиаса Приста для девочек в Челси и сочинил оду Celestial music did the gods inspire («Небесная музыка вдохновила богов») (z322) для школы Льюиса Мэйдвелла на Кинг-стрит в Вестминстере.
С 1690 года он активно занимался музыкой для театра, хотя продолжал писать ежегодные оды ко дню рождения королевы Марии и создавал крупные произведения для организаций вне двора, например оду Of old when heroes thought it base («Встарь, когда герои считали это низким») (z333), исполненную в 1690 году на ежегодном фестивале Йоркширского общества в Лондоне.
В 1691 году он приобрёл второй дом на Боуллинг-Алли, но вскоре, похоже, перевёз семью в другое место, возможно, в поисках более здоровых условий для детей. Вернувшись в Вестминстер около Рождества 1693 года, семья Пёрселлов поселилась на Маршам-стрит.
В 1690-е годы Пёрселл также пользовался большим спросом как педагог. В 1693 и 1694 годах к нему был направлен из Итона Джон Уэлдон, а среди других его учеников были Аннабелла Говард, четвёртая жена драматурга сэра Роберта Говарда, внучка сэра Роберта Диана и Рода Кавендиш. В 1694 году Пёрселл переработал и обновил 12-е издание «Введения в музыкальное искусство» Джона Плейфорда.
Пёрселл написал часть музыки для государственных похорон королевы Марии 5 марта 1695 года. Опера Индейская королева (z630), без заключительной маски его брата Дэниела Пёрселла, возможно, была исполнена в июне того же года. К 24 июля 1695 года, шестому дню рождения сына принцессы Анны, герцога Глостерского, Пёрселл написал свою последнюю придворную оду Who can from joy refrain? («Кто может удержаться от радости?»).
Ничто в его интенсивной работе вплоть до сентября 1695 года не указывало на болезнь. Песня Lovely Albina’s come ashore («Прекрасная Альбина вышла на берег») (z394), названная в первом томе Орфея британского (Лондон, 1698) «последней песней, написанной мистером Генри Пёрселлом перед его болезнью», относится к примирению принцессы Анны и короля Вильгельма, которое не могло состояться ранее возвращения Вильгельма в Лондон 12 октября 1695 года. Завещание Пёрселла, в котором он оставил всё своей жене, было составлено в спешке и подписано в день смерти, что свидетельствует о том, что лёгкая болезнь внезапно приняла смертельный оборот.
Похороны Пёрселла состоялись в Вестминстерском аббатстве вечером 26 ноября. Газета Flying Post того дня сообщала, что композитор будет похоронен у органа, без уплаты пошлины его вдовой, в присутствии капитула и хора аббатства, а также хора Королевской капеллы. Аннабелла Говард заказала мраморную табличку, установленную на колонне над его могилой.
Фрэнсис Пёрселл умерла в Ричмонде и была похоронена рядом с мужем в Вестминстерском аббатстве 14 февраля 1706 года, завещав сыну Эдварду орган и два спинета, а также «книги музыки в целом». Их дочь Фрэнсис, которая занималась исполнением материнского завещания, вышла замуж за писателя Леонарда Уэлстеда и умерла в 1724 году.
Генри Пёрселл — выдающийся английский композитор XVII века, достигший вершины в развитии английской барочной музыки. Его творчество охватывает практически все жанры того времени: церковную музыку, светскую вокальную, театральную и инструментальную музыку, оды и торжественные песни. Пёрселл сумел органично соединить английскую музыкальную традицию с новейшими европейскими веяниями, особенно итальянской барочной школы, при этом сохранил уникальный национальный характер своей музыки.
Пёрселл начал карьеру как хорист в Chapel Royal, а в зрелом возрасте стал органистом Вестминстерского аббатства. Церковная музыка занимала ключевое место в его жизни, особенно в первые годы творческой деятельности (ок. 1674–1680). Он писал:
Ранняя церковная музыка Пёрселла сохраняет элементы английского канонического стиля, но уже содержит эмоциональную выразительность, драматизм и широкий диапазон динамики. Поздние произведения для симфонических гимнов показывают влияние итальянской практики с контрапунктальными симфониями, виртуозной оркестровкой и сложными хоровыми ансамблями.
Пёрселл — мастер английской песни. В его светской музыке проявляется исключительная гармоническая гибкость, драматичность и мелодическая выразительность:
Пёрселл соединял традиции английской песни с элементами итальянского стиля: выразительная мелодика, контрапункт, гармонические модуляции и драматизм.
Пёрселл считается основоположником английской барочной оперы. Его произведения для сцены демонстрируют драматизм, гармоническую выразительность и мастерство оркестровки:
Театральная музыка Пёрселла сыграла ключевую роль в становлении английской оперной традиции, органично сочетая драматизм с лиризмом.
Инструментальные произведения Пёрселла охватывают:
Инструментальная музыка Пёрселла соединяет английскую традицию с итальянским влиянием, демонстрирует виртуозность и гармоническую изобретательность.
Пёрселл написал множество оды и welcome songs:
В целом, творчество Пёрселла — это уникальный сплав национальной английской традиции, европейской барочной практики и личной художественной выразительности. Он создал стиль, органично соединяющий драматизм, мелодическую красоту и гармоническую сложность, что делает его фигуру центральной в истории английской музыки XVII века.
Ноты сочинений Генри Пёрселла II на сайте библиотеки IMSLP