Дата рождения: около 1664
Место рождения: неизвестно
Дата смерти: 26 ноября 1717
Место смерти: Лондон
Биография
Даниэль Пёрселл — английский композитор и органист, младший брат Генри Пёрселла. В детстве он был хористом в Королевской капелле, где зафиксированы его выплаты в 1678 и 1682 годах. В период около 1689–1690 годов он был назначен органистом колледжа Магдален в Оксфорде, где пользовался известностью как музыкант и светский человек. Здесь он создал значительную часть своей ранней музыки, включая несколько гимнов и оду для празднования дня святой Цецилии в 1693 году.
После смерти брата Генри Даниэль переехал в Лондон, сохранив при этом связи с Оксфордом и продолжая писать оды для дня святой Цецилии в 1698, 1699 и 1707 годах. В Лондоне он написал музыку к более чем 40 театральным постановкам, большинство из которых относятся к периоду до 1700 года. Его последним театральным вкладом стало произведение в 1707 году, когда он испытывал трудности из-за растущей популярности итальянской оперы. Его единственный проект в этом жанре, анонсированная постановка адаптации Orlando furioso (Ориандо безумный) Кино (1707), так и не был осуществлён и, возможно, никогда не был написан.
В 1701 году он участвовал в конкурсе на музыку для маскарада Уильяма Конгрив The Judgment of Paris (Суд Париса) и занял третье место. Его сонаты для одной или двух флейт-пикколо (1708–1710) исполнялись на концертах в York Buildings. Он был органистом в церкви Святого Дунстана на Востоке, а с 1713 года также в церкви Святого Андрея в Холборне, где настоятелем был доктор Генри Сейчеверелл, бывший коллега по колледжу Магдален.
В 1713 году Даниэль опубликовал сборник кантат в итальянском стиле с английскими текстами — один из первых подобных сборников. Его сборник псалмовых интерлюдий The Psalms Set Full (Псалмы полностью) был опубликован посмертно. Несмотря на то, что он часто сравнивался с более известным братом Генри, Даниэль был талантливым композитором, чьё творчество, хоть и иногда чрезмерно декоративное, никогда не теряло художественной ценности.
Творчество
Даниэль Пёрселл писал музыку к театру, духовную и светскую вокальную музыку, а также инструментальные произведения. Он сотрудничал с ведущими драматургами своего времени, включая Джона Драйдена, Уильяма Конгрив, Джорджа Фаркуара и других, создавая музыкальное сопровождение к более чем 40 пьесам. Многие из этих произведений включали песни и маскарады, иногда с использованием итальянских музыкальных приёмов и оркестровки.
В духовной музыке Даниэль написал несколько гимнов и псалмовых произведений для хора и органа. Среди них — сольные гимны, такие как I am well pleased (Я доволен), In thee, O Lord, have I put my trust (В Тебе, Господи, я положил упование), а также известный стиховый гимн Hear my prayer, O Lord (Услышь молитву мою, Господи).
Светские оды и песни Пёрселла включают музыку к дню святой Цецилии, в том числе Begin and strike the harmonious lyre (Начни и играй на гармоничной лире), Welcome, welcome, glorious day (Приветствуем, приветствуем, славный день), а также многочисленные кантаты и одиночные песни. Его стиль сочетает традиции английской барочной музыки с влиянием итальянской и французской практики, особенно в поздних произведениях.
Инструментальная музыка включает сонаты для скрипки и клавесина, сонаты для одной или двух флейт-пикколо, а также клавирные пьесы, включая сборник A Collection of Lessons and Aires (Сборник уроков и арий) и посмертно опубликованные псалмовые интерлюдии The Psalms Set Full (Псалмы полностью).
Произведения
Сценическая музыка:
- Masque in Act 5 of H. Purcell's The Indian Queen (Маска в акте 5 «Индийская королева»)
- Neglected Virtue, or The Unhappy Conqueror (Заброшенная добродетель, или Несчастный завоеватель)
- Pausanias, the Betrayer of his Country (Паузаний, предатель своей страны)
- Amalasont, Queen of the Goths, or Vice Destroys Itself (Амаласонт, королева готов, или Порок разрушает себя)
- Brutus of Alba, or Augusta's Triumph (Брут Альбы, или Триумф Августы)
- Cynthia and Endymion, or The Loves of the Deities (Цинтия и Эндимион, или Любовь богов)
- Ibrahim the Thirteenth, Emperor of the Turks (Ибрагим XIII, император турок)
- Love's Last Shift, or The Fool in Fashion (Последняя уловка любви, или Модник-глупец)
- The Lost Lover, or The Jealous Husband (Потерянный возлюбленный, или Ревнивый муж)
- The Relapse, or Virtue in Danger (Рецидив, или Добродетель в опасности)
- The Spanish Wives (Испанские жёны)
- The Younger Brother, or The Amorous Jilt (Младший брат, или Влюбчивая обманщица)
- The Triumphs of Virtue (Триумфы добродетели)
- The World in the Moon (Мир на Луне)
- Amyntas, or The Impossible Dowry (Аминтас, или Невозможное приданое)
- Caligula (Калигула)
- Phaeton, or The Fatal Divorce (Фаэтон, или Смертельный развод)
- Sauny the Scot, or The Taming of the Shrew (Сауни Шотландец, или Укрощение строптивой)
- The Campaigners, or The Pleasant Adventures at Brussels (Кампанеры, или Приятные приключения в Брюсселе)
- Iphigenia (Ифигения)
- The Constant Couple, or A Trip to the Jubilee (Постоянная пара, или Поездка на юбилей)
- The Famous History of the Rise and Fall of Massaniello (Знаменитая история взлёта и падения Массаниелло)
- The Island Princess, or The Generous Portuguese (Принцесса острова, или Великодушный португалец)
- The Grove, or Love's Paradise (Роща, или Рай любви)
- Love Makes a Man, or The Fop's Fortune (Любовь делает мужчину, или Судьба франта)
- The Pilgrim (The Secular Masque) (Паломник (Светский маскарад))
- The Reformed Wife, or the Lady's Cure (Преобразившаяся жена, или Лечебница дам)
- The Unhappy Pénitent (Несчастный кающийся)
- Psyche (Психея)
- The Emperor of the Moon (Император Луны)
- The Bath, or The Western Lass (Бат, или Девушка с Запада)
- The Funeral, or Grief A-la-mode (Похороны, или Мода на печаль)
- The Humour of the Age (Юмор эпохи)
- New Songs (Новые песни)
- The Judgement of Paris (Masque) (Суд Париса (Маскарад))
- The Rival Queens, or The Death of Alexander the Great (Соперничающие королевы, или Смерть Александра Великого)
- The Inconstant, or The Way to Win Him (Непостоянный, или Как завоевать его)
- The Modish Husband (Модный муж)
- The Patriot, or The Italian Conspiracy (Патриот, или Итальянский заговор)
- The Careless Husband (Небрежный муж)
- The Faithful Bride of Granada (Верная невеста Гранады)
- Macbeth (Макбет)
- The Northern Lass (Северная девушка)
- The Tender Husband (Нежный муж)
- The Basset-Table (Басет-таблица)
- Farewell Folly, or The Younger the Wiser (Прощай, глупость, или Младший — мудрее)
- The Beaux' Stratagem (План кавалеров)
- Orlando furioso (Ориандо безумный) — утрачено
Духовная музыка:
- O miserable man (О, несчастный человек)
- I am well pleased (Я доволен)
- In thee, O Lord, have I put my trust (В Тебе, Господи, я положил упование)
- I will magnify thee, O God (Я воспою Тебя, Боже)
- I will sing unto the Lord (Я воспою Господу)
- Lord, rebuke me not (Господи, не обличай меня)
- Lord, thou hast searched me (Господи, Ты исследовал меня)
- My God, my God, look upon me (Боже мой, Боже мой, взгляни на меня)
- O God, thou art my God (О Боже, Ты мой Бог)
- O let my mouth be filled (Да наполнится мой рот)
- Praise the Lord, O my soul (Хвали Господа, душа моя)
- Put me not to rebuke (Не подвергай меня обличению)
- Hear my prayer, O Lord (Услышь молитву мою, Господи)
- The Lord gave the word (Господь изрёк слово)
Светская вокальная музыка:
- Begin and strike the harmonious lyre (Начни и играй на гармоничной лире)
- The loud-tongu'd war (Громогласная война)
- Welcome, welcome, glorious day (Приветствуем, приветствуем, славный день)
- Again the welcome morn we sing (Снова воспеваем приветствующее утро)
- Shepherds, tune your pipes (Пастухи, настройте свои флейты)
Инструментальная музыка:
- Six Sonatas or Solos (Шесть сонат или соло)
- A Choice Collection of Airs or Ariett's for Two Flutes (Избранная коллекция арий или ариетт для двух флейт)
- A Collection of Lessons and Aires (Сборник уроков и арий)
- The Psalms Set Full (Псалмы полностью)
Ноты сочинений Даниэля Пёрселла на сайте библиотеки IMSLP