Пулли, Пьетро
1710 - 1759

Назад

Pulli, Pietro

  • Дата рождения: около 1710
  • Место рождения: Неаполь, Италия
  • Дата смерти: 1759 или позже
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Итальянский композитор. Его ранняя известная деятельность как композитора относится к осени 1731 года, когда он написал шесть арий для возобновления оперы Леонардо Винчи La mogliere fedele («Верная жена») в театре Нуово в Неаполе. Музыка постановки была изменена Джузеппе Селлитто, а либретто Б. Саддумене называет Пулли «famosissimo sonatore di arceliuti e contrapuntisto» («величайшим исполнителем на арчелюте и контрапунктистом»). В других источниках он упоминается просто как неаполитанский капельмейстер.

По крайней мере до 1734 года он работал в Неаполе, где создал две диалектные оперы: Li zitelle de lo vòmmero («Девицы с Воммера», 1731) и La marina de Chiaja («Марина ди Кьяя», 1734). Эти произведения представляют определённый исторический интерес, поскольку в них впервые встречаются квази-аркадские сценические элементы, создававшие новый декоративный характер постановки.

Остальные оперы Пулли были поставлены в Северной Италии, что указывает на то, что он перебрался туда не позднее 1739 года. Вероятно, первым его местом пребывания была Модена. Здесь его музыка к адаптации комедии Ламотта Le Carnaval et la Folie («Карнавал и Безумие») (Il Carnevale e la Pazzia) пришлась не по вкусу аббату де Броссу, который жаловался, что только Перголези или Гассе смогли бы достойно воплотить это произведение.

Все остальные оперы Пулли относятся к серьёзному жанру. Наибольший успех имела трагедия Caio Marzio Coriolano («Гай Марций Кориолан»), которая была возобновлена в Неаполе (1745), Венеции (1747) и Модене (1750).

Творчество

Флейтовые сонаты Пулли представляют собой переходный стиль. Они написаны в трёхчастной форме (умеренно быстрый – медленный – быстрый). Медленные части находятся в контрастных тональностях, причём две из них завершаются кадансом на доминанте. Бас в одной из заключительных частей частично построен на фигурации Альберти. Гармонический ритм сравнительно медленный, а сам композитор проявляет особое внимание к субдоминантовой области тональности, что свидетельствует о его поисках новых выразительных средств.

Произведения

Оперы и театральные произведения

  • Li zitelle de lo vòmmero («Девицы с Воммера»), челлета, либр. Б. Саддумене, Неаполь, театр Фиорентини, 1731
  • La marina de Chiaja («Марина ди Кьяя»), челлета, либр. Саддумене, Неаполь, театр Фиорентини, 1734 [вероятно, переработка версии 1731 года с либретто Дж.А. Федерико]
  • Il Carnevale e la Pazzia («Карнавал и Безумие»), опера-буффа по комедии А.Ф. де Ламотта Le Carnaval et la Folie, Модена, театр Дукале, карнавал 1739–1740
  • Le nozze del Piacere e dell’Allegria («Свадьба Наслаждения и Радости»), театральная феста, Модена, театр Мольца, карнавал 1739–1740
  • Vologeso re dei Parti («Вологез, царь парфян»), серьёзная опера на либретто А. Зено Lucio Vero («Луций Вера»), Реджо-нель-Эмилия, театр Публико, весна 1741
  • Caio Marzio Coriolano («Гай Марций Кориолан»), серьёзная опера на либретто З. Серимана, Реджо-нель-Эмилия, театр Публико, 1741
  • Zenobia («Зенобия»), серьёзная опера на либретто П. Метастазио, Милан, театр Реджо Дукале, 26 декабря 1748
  • Il Demetrio («Деметрий»), серьёзная опера на либретто Метастазио, Милан, театр Реджо Дукале, карнавал 1749
  • Olimpiade («Олимпиада»), серьёзная опера на либретто Метастазио, Модена, театр Корте, январь 1751
  • Andimione («Андимион»), дата и место постановки неизвестны

Арии и инструментальные сочинения

  • 6 арий в опере Леонардо Винчи La mogliere fedele («Верная жена»), Неаполь, театр Нуово, осень 1731
  • Арии и симфонии, сохранившиеся в различных собраниях (Брюссель, Париж, Лондон, Милан, Уппсала и др.)
  • 4 сонаты для флейты и бассо континуо, 1759, Неаполь

Ноты сочинений Пьетро Пулли на сайте библиотеки IMSLP