Пулити, Габриелло
1575 - 1643

Назад

Puliti, Gabriello

  • Дата рождения: около 1575–1580
  • Место рождения: Монтепульчано, близ Ареццо, Италия
  • Дата смерти: 1642/1643
  • Место смерти: Истрия или Триест, Италия

Биография

Итальянский композитор. Он вступил во францисканский орден до или во время своего первого назначения в 1600 году капельмейстером (maestro di coro) монастыря в Понтремоли. В 1602 году был органистом в монастыре в Пьяченце. В 1604 году находился в монастыре в Поле (ныне Пула), а в 1605 году занимал должность капельмейстера в Мудже, близ Триеста. С 1606 по 1609 год служил органистом в Каподистрии (ныне Копер), а с 1609 по 1612 год жил в Триесте. В 1614 году вновь находился в Каподистрии, а в 1616 году – в Пирано (ныне Пиран).

В 1618–1620 годах он был настоятелем (guardiano) монастыря в Каподистрии. В 1621–1622 годах служил в Албоне (ныне Лабин), затем вернулся в Каподистрию (1622–1624). В 1628 году был избран discretus в монастыре на острове Паг (ныне Хорватия). Завершил карьеру в Триесте около 1638 года. Сведения о его смерти сохранились в актах францисканского ордена провинции Далмации, однако точная дата и место неизвестны.

Работая в крупнейших городах венецианской Истрии, Пулити пользовался покровительством знати и общением с другими францисканскими композиторами Далмации, среди которых Иван Лукачис и Джакомо Финетти, капельмейстер церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари в Венеции.

Творчество

Пулити был плодовитым композитором. Однако сохранилась менее половины его произведений: дошло до наших дней 15 опубликованных томов, при этом самое позднее из известных сочинений обозначено как opus 36. Среди его музыки преобладают духовные сочинения для голоса, тогда как количество сборников светской вокальной и инструментальной музыки меньше.

Качество сохранившихся произведений неравномерно: они сочетают в себе как традиционные, так и новые черты. Ранние публикации демонстрируют неуверенные шаги начинающего автора. Пулити медленно принимал новый монодический стиль: его первый известный сборник монодий датируется только 1618 годом. По крайней мере три сборника в том же стиле последовали вскоре после этого, около 1620 года. Именно эти монодии считаются его лучшими произведениями: в них чувствуется равновесие между силлабическим и мелизматическим письмом, хотя в некоторых случаях он отдавал предпочтение виртуозности.

Некоторые мадригалы из сборника Baci ardenti («Пламенные поцелуи») посвящены эрцгерцогам Максимилиану Эрнсту и Фердинанду II Австрийскому. В сборнике Pungenti dardi spirituali («Жгучие духовные стрелы») содержится пародия на духовную монодию Бартоломео Барбарино, а во втором сборнике месс (1624) появляется пародия на мадригал Палестрины Là ver l’aurora («Там, у рассвета»).

Титул «Accademico armonico detto l’allegro» («Гармонический академик по прозвищу Весёлый»), впервые появившийся в мадригальном сборнике 1609 года, а также дружба с поэтами Каподистрии, позволяют предположить, что Пулити был членом академии Accademia Palladia.

Произведения

Духовные сочинения

  • Sacrae modulationes («Священные модуляции»), для 4–5 голосов, Парма, 1600
  • Integra omnium solemnitatum vespertina psalmodia («Полная вечерняя псалмодия для всех праздников»), для 5 голосов, Милан, 1602
  • Psalmodia vespertina («Вечерняя псалмодия»), для 4 голосов и бассо континуо, op.13, Венеция, 1614 (фрагм.)
  • Sacri concentus («Священные концерты»), для 1–4 голосов и бассо континуо, op.14, Венеция, 1614
  • Pungenti dardi spirituali («Жгучие духовные стрелы»), для 1 голоса и бассо континуо, op.20, Венеция, 1618
  • Salmi e litanie della Madonna («Псалмы и литании Богоматери»), для 5 голосов, Венеция, 1618, утрачен
  • Lilia convallium B.M.V.: libro terzo delli concerti («Лилии долин Пресвятой Девы: третий сборник концертов»), для 1 голоса и бассо континуо, op.22, Венеция, 1620
  • Sacri accenti: libro quarto delli concerti («Священные акценты: четвёртый сборник концертов»), для 1 голоса и бассо континуо, op.23, Венеция, 1620
  • Celesti ardori: libro quinto delli concerti («Небесные пламени: пятый сборник концертов»), для 1 голоса и бассо континуо, op.26, Венеция, 1622
  • Il secondo libro delle messe («Вторая книга месс»), для 4 голосов и бассо континуо (орган), op.30, Венеция, 1624
  • Salmi dominicali concertati con il Magnificat («Воскресные псалмы в концертовой обработке с Magnificat»), для 4 голосов и бассо континуо (орган), op.36, Венеция, 1635
  • Compiete («Комплеторий»), для 4 голосов

Светские сочинения

  • Pastorali, madrigali («Пасторали, мадригалы»), для 5 голосов, утрачен
  • Scherzi, capricci et fantasie («Шутки, каприччио и фантазии»), для 2 голосов, Венеция, 1605 (фрагм.)
  • Baci ardenti: secondo libro de’ madrigali («Пламенные поцелуи: вторая книга мадригалов»), для 5 голосов, Венеция, 1609
  • Ghirlanda odorifera … cioè mascherate («Благоухающий венок, то есть маски»), для 3 голосов, книга I, Венеция, 1612
  • Lunario armonico perpetuo calculato al meridiano et clima delle principali città d’Italia («Вечный гармонический лунарий, рассчитанный по меридиану и климату главных городов Италии»), для 2–4 голосов, op.16, Венеция, 1615 (фрагм.)
  • Armonici accenti («Гармонические акценты»), для 1 голоса и бассо континуо, op.24, Венеция, 1621
  • Fantasie, scherzi et capricci («Фантазии, шутки и каприччио»), для скрипки или корнета и бассо континуо, op.19, Венеция, второе изд. 1624 (фрагм.)

Ноты сочинений Габриелло Пулити на сайте библиотеки IMSLP