Пулиаски, Джованни Доменико
.... - 1622
Назад
Puliaschi, Giovanni Domenico

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Итальянский композитор, певец и исполнитель на читтароне. Он вступил в папскую капеллу как тенор и капеллан до 1606 года. В этом качестве он также был каноником церкви Санта-Мария-ин-Космедин в Риме с 1614 по 1622 год. Кроме того, Пулиаски служил в доме кардинала Сципионе Боргезе с 1612 по 1622 год. Современники считали его одним из наиболее выдающихся певцов своего времени. В небольшом эссе о пении, размещённом в конце его сборника Musiche varie (1618), он отметил, что может исполнять партии как тенора, так и баса.
В январе и феврале 1620 года Пулиаски посетил флорентийский двор. Отчёт о его выступлении, включавшем также Франческу Каччини и её детей, свидетельствует, что он мог петь партии альта, тенора и баса, а также играть на читтароне. Предположительно, он является тем «Джованни Доменико», которого Джустиниани называл одним из лучших теноров и басов своего времени. Возможно, именно для него Каччини сочинила две arie particolari (особые арии), охватывающие диапазоны тенора и баса, которые включены в её сборник Nuove musiche e nuova maniera di scriverle (1614).
Творчество
За исключением одной песни и арии из Amor pudico (1614), вся известная музыка Пулиаски содержится в сборнике Gemma musicale для сольного голоса и континуо (Рим, 1618–1613), который был перепечатан примерно через месяц под названием Musiche varie (Рим, 1618–1614) из-за большого количества опечаток. Оба издания включают семь сольных мотетов Г.Ф. Анерио, посвящённых Пулиаски и написанных специально для его исполнения.
Собственные работы Пулиаски включают шесть секционных сонетных обработок, четыре ottava (восьмистрочные) обработки по романсеке, четыре набора строфических вариаций и два мадригала, а также ещё один мадригал, авторство которого приписывается «N.» (Нобиле), к которому Пулиаски сделал обширные украшения. Эти материалы типичны для римских песенников того времени. Особенностью является исключительная виртуозность некоторых песен: многочисленные скачки, иногда на две октавы вниз до очень низких нот (иногда вызванные текстом), а также цепочки ролеводов, которые демонстрируют феноменальные вокальные возможности Пулиаски.
В заключительном эссе сборника Пулиаски частично объяснил свою вокальную технику и сделал другие интересные наблюдения о пении, которые полезно читать вместе с известным эссе Франчески Каччини в её Le nuove musiche (1601/2).
Произведения