Пуйоль, Жоан Пау
1570 - 1626

Назад

Pujol, Joan Pau

  • Дата рождения: 18 июня 1570 (крещён)
  • Место рождения: Матаро, недалеко от Барселоны, Испания
  • Дата смерти: 17 мая 1626
  • Место смерти: Барселона, Испания

Биография

Жоан Пау Пуйоль — испанский композитор и органист. Он считается одним из самых значительных представителей каталанской музыкальной школы конца XVI – начала XVII века.

18 марта 1593 года он стал помощником пожилого капельмейстера кафедрального собора Барселоны Жулиа-Андреу Виланова, где отвечал за хор мальчиков. С 29 октября по 16 ноября того же года он был назначен капельмейстером собора в Таррагоне. 23 января 1595 года Пуйоль получил должность капельмейстера в церкви Нуэстра Сеньора-дель-Пилар в Сарагосе, где оставался в течение 17 лет. Среди его учеников был композитор Понтак.

1 марта 1596 года капитул собора уполномочил Пуйоля отправиться в Хаку для получения малых духовных чинов, а в августе 1600 года он стал священником. С 1612 года и до самой смерти он занимал пост капельмейстера кафедрального собора Барселоны. В этот период он также выполнял функции цензора музыкальных публикаций в литургических книгах епархии, консультировал проекты по строительству органов в регионе и руководил капеллой святого Жорди во дворце Женералитата Каталонии.

Творчество

Пуйоль был одним из наиболее плодовитых композиторов духовной и светской музыки своего времени. Хотя значительная часть его сочинений дошла до нас, некоторые ранние произведения, в частности ряд адвентских мотетов, написанных в Таррагоне, а также сочинения из церкви Санта-Мария-дель-Мар в Барселоне, были утеряны.

Его многоголосные произведения выделяются богатым использованием антифонных и ритмических эффектов. Особенного мастерства Пуйоль достиг в обработке хоральных напевов псалмов (cantus firmus). При жизни его музыка пользовалась большой популярностью, но в последующие века он стал одним из самых критикуемых композиторов испанской традиции. Так, исследователь Колле отнёс каталонских композиторов, особенно Пуйоля, к наименее «мистическим» школам испанской полифонии. Эти негативные оценки многократно повторялись и развивались другими авторами.

Однако в последние десятилетия наблюдается возрождение интереса к музыке Пуйоля. Его произведения широко распространены в рукописях и сборниках, но до сих пор не имеют полного научного каталога.

Произведения

Издания:

  • Opera omnia («Полное собрание сочинений»), ред. Х. Англес (1926–1932)
  • Cancionero musical y poético del siglo XVII («Музыкальный и поэтический песенник XVII века»), ред. Х. Арока (1916)
  • Musica barroca española: polifonía profana («Испанская барочная музыка: светская полифония»), ред. М. Кероль (1970)
  • Cançoner de la Garrotxa («Песенник Гаррочи»), ред. Ф. Сивиль-и-Кастельви (1982)
  • El cancionero de la Sablonara («Песенник Саблонары»), ред. Й. Этцион (1996)

Духовные сочинения:

  • 13 месс (5 в сокращённом варианте)
  • 18 «Magnificat» (Магнификатов)
  • 6 «Nunc dimittis» (Ныне отпущаешь)
  • 12 антифонов
  • 12 респонсориев
  • 2 «Litaniae BVM» (Литаний Пресвятой Девы Марии)
  • 1 секвенция
  • 74 псалма, включая псалмы для вечерни
  • 9 мотетов
  • 11 гимнов
  • 3 «Lamentationes» (Плачей Иеремии)
  • 9 страстных сочинений
  • 19 духовных вильянсико (один незаконченный)
  • 1 «Responsión» (Ответ)
  • 1 «Tonada» (Тонада)

Светские сочинения:

  • 12 романсов
  • 2 «Letrillas» (Летрильи)
  • 1 «Liras» (Лиры)
  • 1 «Folía» (Фолия)
  • 1 «Novenas» (Новена)
  • 1 «Tono» (Тон)
  • 16 других произведений для 3–4 голосов

Музыка Жоана Пау Пуйоля занимает значительное место в истории испанской полифонии. Несмотря на противоречивые оценки, его вклад в развитие духовной и светской музыки Каталонии и всей Испании остаётся фундаментальным.