Пуньяни, Гаэтано
1731 - 1798
Назад

Гаэтано Пуньяни (Gaetano Pugnani) - итальянский скрипач и композитор
- Родился 27 ноября 1731 г. - Турин.
- Умер 15 июля 1798 г. - Турин.
Его главным учителем был Дж.Б. Сомис, ученик Корелли. В возрасте десяти лет он начал свою карьеру в качестве второго скрипача в оркестре Королевского театра в Турине, хотя его официальное назначение было отложено до 19 апреля 1748 года. Королевская стипендия позволила ему изучать композицию у Франческо Чампи в Риме (1749-1750). По возвращении в Турин он возобновил скромную работу в оркестре, хотя и с удвоенным жалованьем. В 1763 году он стал руководителем оркестра вторых скрипок. К тому времени он приобрел международную репутацию. 2 февраля 1754 года он исполнил один из своих собственных концертов в концертном зале "Спиричуэл" в Париже, где в том же году появились его первые опубликованные произведения. Газета "Меркюр де Франс" писала: "Знатоки утверждают, что они никогда не слышали скрипача, превосходящего этого виртуоза". С 1767 по 1769 год он был дирижером Королевского театра в Лондоне, где с успехом прошла его первая опера "Нанетта и Лубино" (1769). Он также выступал в концертах с И.С. Бахом и другими выдающимися музыкантами. В 1770 году он стал первым скрипачом королевского музыкального театра в Турине - должность, которую занимал его учитель Сомис и которая включала в себя руководство оркестром Королевского театра. В 1776 году он также стал генеральным директором отдела инструментальной музыки, а в 1786 году был назначен руководителем военных оркестров. С 1780 по 1782 год он гастролировал по Северной Европе со своим знаменитым учеником Виотти. Получив в 1784 году заказ на поездку в Неаполь, он начал активную деятельность, в течение которой за пять лет написал четыре оперы, а также несколько музыкальных произведений для балета. Его последнее зарубежное путешествие привело его в Вену, где 22 марта 1796 года он дирижировал своей оркестровой сюитой по мотивам "Вертера" Гете. В последние годы своей жизни он был свидетелем упадка и окончательного распада музыкальной элиты Турина в результате войны с Францией. Компания “Pugnani” была важным звеном в непрерывной традиции, идущей от Корелли к Виотти. Виотти с благодарностью назвал себя "элевом дю келебре Пуньяни" на своих нотных листах; среди других учеников Пуньяни были Борги, Бруни и Полледро. Его игра была известна своей силой, красноречием и богатой кантиленой; его "арко магно" (великий поклон) вошел в поговорку. Он, вероятно, сыграл важную роль в развитии современного лука: он сам использовал лук (называемый "archetto alla Pugnani"), который был прямее, длиннее и снабжен винтом. Возможно, он обменивался мнениями с парижским мастером по изготовлению лука отцом Туре в 1754 году и с более молодым Франсуа Туре в 1758 году. 1772-3, оба из которых были заняты приведением лука в его нынешний вид. Пуньяни также предпочитал использовать струны потолще, возможно, потому, что они лучше выдерживали большее давление его смычка. Как композитор, Пуньяни вышел далеко за рамки скрипки, создав оперу, симфонию и камерную музыку, и его следует считать важным представителем итальянского классицизма середины века. Его симфонии являются примером итальянского театрального стиля, наиболее известного благодаря его Мангеймеру и венским сторонникам. Он предпочитал последовательность из четырех частей с менуэтом на третьем месте. Его камерная музыка находится на полпути между сочинениями Саммартини и Боккерини, и он часто обходился без фигурного баса, хотя и не всегда успешно. Для исполнения нескольких его трио и квинтетов требовались клавишные партии в облигато и различные инструменты. Его единственный известный концерт для скрипки с оркестром написан в форме, разработанной Тартини, но отражает галантный стиль 1760-х годов. Берни заметил, что Пуньяни, "хотя и является способным и знаменитым профессором игры на скрипке, похоже, начал писать для голоса слишком поздно, чтобы достичь больших успехов в лирических композициях". Тем не менее, его оперы не лишены интереса и достоинств. После его первой комической оперы в Лондоне, остальные были либо серьезными операми, либо театральными фестивалями; последние традиционно включают в себя технику, зрелище, хоры и танцы. Пьеса Пуньяни "Тамас Кули-Кан в Индии" (1772), с ее военной демонстрацией, инсценированными битвами и горящими городами в экзотической персидской обстановке, была поставлена во Флоренции в 1774 году. Формальные новшества в его двух серьезных операх середины 1780-х годов отражают влияние мангеймского либреттиста Верази. В "Ахилле в Скиро" (1785), в который вошли все хоры Метастазио, вторая и третья части симфонии используются в качестве танцевальной музыки для вступительного спектакля. В новом боевике Дейдамия прерывает дуэт Ахилла и Улисса, а каватина Ахилла из трех строф в третьем акте прерывается междометиями Дейдамии и Улисса, который уходит перед последней строфой. Еще более удивительна его серьезная опера для Неаполя "Адон и Венера" (1784), основанная на мифологическом сюжете, с обильным использованием хора и балета, которые обычно не включаются в оперные сериалы. Оркестровка Пуньяни содержит превосходные струнные партии, часто состоящие из четырех частей. Он играл на духовых инструментах как в качестве солиста, так и в ансамбле, а также сочинял диалоги для духовых инструментов со струнными и голосом. В его операх 1780-х годов есть партии кларнета. Он писал образную программную музыку к "битвам и штормам" и проявлял склонность к мелизматическим проявлениям в словесной живописи и программным эффектам в своих речитативах и ариях в стиле облигато.
Ноты сочинений Гаэтано Пуньяни на сайте библиотеки IMSLP