Пуньяни, Гаэтано
1731 - 1798

Назад

Pugnani, Gaetano

  • Дата рождения: 27 ноября 1731
  • Место рождения: Турин, Италия
  • Дата смерти: 15 июля 1798
  • Место смерти: Турин, Италия

Биография

Итальянский скрипач и композитор Гаэтано Пуньяни получил первые уроки у Джованни Баттисты Сомиса, ученика Арканджело Корелли. Уже в десять лет он начал карьеру вторым скрипачом в оркестре театра Ре́джо в Турине, хотя официальное назначение получил лишь 19 апреля 1748 года. Благодаря королевской стипендии Пуньяни в 1749–1750 годах учился композиции у Франческо Чиампи в Риме. Вернувшись в Турин, он вновь занял оркестровую должность, но уже с удвоенной зарплатой, а в 1763 году стал концертмейстером группы вторых скрипок.

К этому времени Пуньяни приобрёл международную известность. 2 февраля 1754 года он исполнил один из собственных концертов на Concert Spirituel в Париже, где в том же году появились его первые опубликованные сочинения. Журнал Mercure de France писал: «знатоки настаивают, что они никогда не слышали скрипача лучше этого виртуоза». С 1767 по 1769 годы он работал дирижёром в Королевском театре в Лондоне, где его первая опера "Nanetta e Lubino" («Нанетта и Лубино», 1769) имела успех. Он также выступал в концертах вместе с Иоганном Христианом Бахом и другими известными музыкантами.

В 1770 году Пуньяни стал первым скрипачом королевской капеллы в Турине, должность, ранее занимаемую его учителем Сомисом, и руководителем оркестра театра Ре́джо. В 1776 году он также получил звание генерального директора инструментальной музыки, а в 1786 году — руководителя военных оркестров. В 1780–1782 годах он гастролировал по Северной Европе вместе со своим выдающимся учеником Джованни Баттистой Виотти. В 1784 году по заказу Неаполя он начал активный период творчества, написав за пять лет четыре оперы и несколько балетных партитур. Его последняя заграничная поездка состоялась в Вену, где 22 марта 1796 года он дирижировал своей оркестровой сюитой по мотивам "Werther" («Вертер») Гёте. В последние годы жизни Пуньяни стал свидетелем упадка и окончательного распада музыкальной жизни Турина из-за войны с Францией.

Творчество

Пуньяни занимает важное место в традиции скрипичной школы, ведущей от Корелли к Виотти. Сам Виотти благодарно называл себя «учеником знаменитого Пуньяни». Среди других учеников были Борги, Бруни и Полледро. Игра Пуньяни отличалась силой, красноречием и богатой кантиленой; его «arco magno» («великий смычок») стало почти легендарным.

Он, вероятно, сыграл важную роль в развитии современного скрипичного смычка: пользовался собственным «archetto alla Pugnani» — более длинным и прямым, с винтом, и, возможно, обменивался мыслями с парижскими мастерами Турте-старшим (в 1754) и Франсуа Турте (в 1772–1773). Предпочитал более толстые струны, считая, что они лучше выдерживают давление его энергичного смычка.

Как композитор Пуньяни писал не только для скрипки, но и в жанрах оперы, симфонии и камерной музыки, являясь одним из ярких представителей итальянского классицизма середины XVIII века. Его симфонии близки театральному итальянскому стилю, развиваемому в Мангейме и Вене. Камерная музыка сочетает традиции Саммартини и Боккерини; в ряде сочинений отсутствует генерал-бас, что сближает её с более поздними тенденциями. Среди его опер — как комические, так и серьёзные драмы (opera seria) и праздничные спектакли (feste teatrali), в которых использовались декорации, хоры и танцы.

Опера "Tamas Kouli-Kan nell’India" («Тамас Кули-Хан в Индии», 1772) с военными сценами, сражениями и экзотическими декорациями имела большой успех и была повторена во Флоренции в 1774 году. В "Achille in Sciro" («Ахилл на Скиросе», 1785) и "Adone e Venere" («Адонис и Венера», 1784) он использовал новые формы ансамблей, необычные для традиционной opera seria. Его оркестровка отличалась богатым струнным письмом, умелым использованием духовых инструментов как солирующих, так и ансамблевых. В операх 1780-х годов встречаются партии кларнетов.

Произведения

Оперные:

  • "Nanetta e Lubino" («Нанетта и Лубино»), Лондон, 1769
  • "Issea" («Иссея»), Турин, 1771; переработана как "Apollo e Issea" («Аполлон и Иссея»), Лондон, 1773
  • "Tamas Kouli-Kan nell’India" («Тамас Кули-Хан в Индии»), Турин, 1772
  • "Aurora" («Аврора»), Турин, 1775
  • "Adone e Venere" («Адонис и Венера»), Неаполь, 1784
  • "Achille in Sciro" («Ахилл на Скиросе»), Турин, 1785
  • "Demofoonte" («Демофонт»), Турин, 1787
  • "Demetrio a Rodi" («Деметрий на Родосе»), Турин, 1789

Другие вокальные сочинения:

  • Оратория "Betulia liberata" («Освобождённая Вефулия»), на текст Метастазио
  • Кантата "Amore e Psiche" («Амур и Психея»), 1755
  • "La scomessa" («Пари»)
  • Арии, хоры, пасторали

Балеты:

  • Музыка к спектаклям "Arsinoe" («Арсиноя», 1758), "La disfatta de’ Mori" («Поражение мавров», 1791)

Оркестровая музыка:

  • Квинтеты, увертюры, симфонии, военные марши
  • Сюита "Werther" («Вертер»), Вена, 1796

Камерная музыка:

  • Сонаты для скрипки и бассо континуо
  • Сонаты для трио и квартета
  • Дуэты и минуэты

Сольные сочинения:

  • Скрипичные сонаты (op.3, op.7, op.8 и др.)
  • Трио-сонаты и квартеты

(Приписываемое Пуньяни сочинение "Praeludium and Allegro" («Прелюдия и Аллегро») на самом деле принадлежит Фрицу Крейслеру.)

Ноты сочинений Гаэтано Пуньяни на сайте библиотеки IMSLP