Пуччини, Джакомо
1712 - 1781

Назад

Puccini, Giacomo

  • Дата рождения: крещён 26 января 1712
  • Место рождения: Челле-дей-Пуччини, Лукка
  • Дата смерти: 16 мая 1781
  • Место смерти: Лукка

Биография

Отец Джакомо, Антонио Пуччини, умер, когда сын был ещё ребёнком. Вместе с братом Микеле (р. Челле-дей-Пуччини, Лука, кр. 26 декабря 1714; ум. Лука, 27 сентября 1782), который стал церковным служителем и музыкантом, Джакомо поселился в Луке в 1719 году, где начал музыкальное обучение. В 1732–1734 гг. он завершил обучение у Карретти в Болонье, где познакомился с падре Мартини, с которым вел многолетнюю переписку. С 1739 года до своей смерти Пуччини был директором капеллы Палаццо Республики, а с 1740 года — органистом собора С. Мартино, а также маэстро ди капелла и органистом в других главных церквях Луки.

Яркая картина его интенсивной деятельности как композитора, дирижёра и организатора музыкальных событий Луке и окрестностях представлена в его дневнике Libro delle musiche annue ed avventizie (1748–1758). С 1743 года он был членом Болонской филармонической академии. Среди его учеников был Пьетро Гульельми.

Творчество

Произведения Джакомо Пуччини в основном относятся к духовной музыке и предназначены для самых различных составов. Самые торжественные случаи — ежегодный праздник Святого Креста, с мессой и вечерней службой для двух хоров и двух инструментальных групп, дополненных mottettone — грандиозной композицией для двух хоров и двух оркестров (одна из которых сохранилась с 1753 года).

Его стиль отличается мастерской вокальной полифонией, контрапунктом и использованием барочной техники контрастирования различных вокальных и инструментальных ансамблей, всегда с выразительным ритмом. Работа с текстом демонстрирует разнообразие: фугированные и гомофонные разделы, быстрые блестящие эпизоды чередуются с медленными выразительными, в партиях солистов часто использован арийный стиль, а в obbligato — концертантный.

Пуччини также писал драматическую музыку для tasche (избрания органов власти Луки, обычно каждые два года). Tasche, состоящие из трёх частей (giornate), каждая из которых была создана другим композитором, имели либретто, восхваляющее свободу, с цитатами из классической истории. Музыкально они включали симфонию, серию речитативов и арий, а также хоровые партии. Оркестр состоял из струнных и basso continuo, с постепенным добавлением духовых инструментов. Арии были в стандартной форме того времени, но отличались разнообразием вокальных стилей и точным соответствием тексту.

Произведения

Духовная музыка

  • 2 мессы, 4 голоса, оркестр/струнные
  • 17 кратких месс, 3–8 голосов, оркестр
  • Christe, 2 голоса, basso continuo — «Христе»
  • 2 раздела Gloria, 1 голос, оркестр/bc — «Слава»
  • 7 Crucifixus, 4–8 голосов, оркестр — «Распятый»
  • 23 Introitus, 2–4 голоса, оркестр/bc — «Вступительные песнопения»
  • Graduale, 3 голоса, оркестр — «Градуал»
  • 3 Alleluia, хоры — «Аллилуйя»
  • Offertorium, 4 голоса, орган — «Офферторий»
  • Requiem, 8 голосов, оркестр — «Реквием»
  • Responsory, 8 голосов, оркестр — «Респонсории»
  • Psalmi, 4 голоса с violini a beneplacito — «Псалмы»
  • 58 psalmi, 2–8 голосов, оркестр/bc — «Псалмы»
  • 20 versetti, 1–8 голосов, оркестр/bc/unacc. — «Версетты»
  • Versi sagri, 4 голоса unacc. — «Священные стихи»
  • 15 гимнов, 2–8 голосов, оркестр/bc — «Гимны»
  • 10 Te Deum, 3–8 голосов, оркестр — «Те Деум»
  • 4 Beatus, 3–4 голоса, оркестр/bc/unacc. — «Блаженны»
  • 10 Magnificat, 4–8 голосов, оркестр — «Величит душа моя»
  • 2 Litaniae: 4 голоса, оркестр; 3 голоса, unacc. — «Литании»
  • 12 Lamentationes: 9, 1 голос, оркестр; 3, 1–2 голоса, bc — «Плач»
  • Improperia, 4 голоса, bc — «Простите»
  • 20 мотетов, 1–8 голосов, оркестр/bc — «Мотеты»

Tasche (светская драматическая музыка, все исполнения в Луке)

  • Dione Siracusano, 1732 — «Диона Сиракузская»
  • Lucio Giunio Bruto, 1735 — «Луций Юний Брут»
  • Marco Genuzio, 1738 — «Марко Генуций»
  • Solone, 1741 — «Солон»
  • Teramene, 1744 — «Терамени»
  • Tarquinio Collatino, 1747 — «Тарквиний Коллатин»
  • Dione Siracusano, 1750 — повторение
  • Curzio Cavalier Romano, 1753 — «Курций Римский»
  • Marco Manlio Capitolino, 1755 — «Марко Манлий Капитолин»
  • Tarquinio Collatino, 1758 — повторение
  • Roma liberata dalla signoria de’ re, 1760 — «Рим, освобождённый от владычества царей»
  • L’Arminio, 1763 — «Арминий»
  • La confederazione dei Sabini con Roma, 1765 — «Конфедерация сабинян с Римом»
  • L’esilio di Marco Tullio Cicerone, 1768 — «Изгнание Марка Туллия Цицерона»
  • Il Narsete, 1770 — «Нарсет»
  • Marzio Coriolano, 1773 — «Марций Кориолан»
  • Roma liberata dalla congiura di Catilina, 1775 — «Рим, освобождённый от заговора Катилины»
  • Marco Manlio Capitolino, 1777 — повторение

Прочие произведения

  • Il martirio di S Valentino (ораторио), Биентина, Пиза, 1754 — «Мученичество Святого Валентина»
  • Cori da cantarsi in occasione dell’estrazione del primo collegio dopo le tasche, 4 голоса, оркестр — «Хоры для исполнения при открытии первого коллегиума после tasche»
  • Solfeggi in chiave di contralto — «Сольфеджио в альтовом ключе»