Провенцале, Франческо
1624 - 1704

Назад

Provenzale, Francesco

  • Дата рождения: до 15 сентября 1624
  • Место рождения: Неаполь
  • Дата смерти: 6 сентября 1704
  • Место смерти: Неаполь

Биография

Франческо Провенцале был итальянским композитором и педагогом, первым заметным неаполитанским музыкантом, сочинявшим оперы, хотя основное внимание он уделял преподаванию и подготовке молодых музыкантов. Он воспитав многих выдающихся неаполитанских композиторов первой половины XVIII века.

В детстве Провенцале, возможно, учился у Джованни Сальваторе и Эразмо Бартоли в консерватории della Pietà dei Turchini, недалеко от дома семьи в Неаполе. Первое документально зафиксированное произведение — опера Тезей (Theseo, 1658), однако либретто упоминает ещё как минимум три оперы, исполненные в Неаполе: Кир (Il Ciro), Ксеркс (Xerse) и Артемизия (Artemisia). Провенцале мог также писать музыку для ансамбля Febiarmonici, сменив Франческо Чирилло. 12 января 1660 года он женился на Кьяре Базиле.

Оперная деятельность Провенцале частично была связана с адаптацией венецианских опер, таких как Xerse и Artemisia Кавалли, что было обычной практикой для неаполитанских театров того времени. 7 мая 1663 года он был назначен маэстро консерватории Санта-Мария-ди-Лорето, а к 1675 году уже преподавал в более престижной консерватории della Pietà dei Turchini.

Провенцале занимал посты капельмейстера в нескольких неаполитанских церквях и конгрегациях, включая Сан-Доменико Маджоре (1667), Сан-Анджело а Нило (1669), Монте делли Агонизанти в Сан-Мария Анцилларум (1679) и монастырь Сан-Кьяра (1679). В 1665 году он был назначен маэстро della Fidelissima Città di Napoli при Tesoro di San Gennaro (должность вступила в силу только в 1686), а в 1680 году — почётным маэстро королевской капеллы. Он покинул королевскую капеллу в 1684 году, забрав шестерых лучших певцов, после чего продолжал работать там заместителем Александро Скарлатти и с 1691 года был маэстро ди камера. В последние годы жизни он наконец стал главным маэстро, после чего пост перешёл к его любимому ученику Джаетано Венецано.

У Провенцале было трое детей: сын Джузеппе (р. 5 марта 1665) сделал блестящую карьеру в церковной службе, дочь Грация вышла замуж в 1674 году с приданым в 3000 дукатов, а вторая дочь, Анна Мария, вошла в монастырь Сан-Тереза ди Массалубренсе в 1684 году.

Финансово Провенцале жил комфортно: как и большинство педагогов того времени, он получал процент с заработка учеников за организацию их выступлений и за оформление для них престижных постов при своём уходе на пенсию или смерти.

Творчество

Провенцале писал оперы, сакральные мелодраммы, кантаты и инструментальные фрагменты для театральных постановок. Сохранилось две его оперы, несколько сакральных мелодрамм, а также 24 сакральных произведения, включая 13 напечатанных мотетов. Это лишь малая часть его общего творческого наследия: только в консерватории Санта-Мария-ди-Лорето он обязан был сочинять мессу с инструментами каждые четыре месяца, мессу для двойного хора с инструментами в конце года, мотет каждый месяц и «рекитативные композиции» для особых случаев.

В операх Провенцале чувствуется переход от традиционной венецианской модели к неаполитанским нововведениям. Арии содержат нисходящие тетрахорды, символизирующие плач, или пассакалии с паузами, создающими эффект вздоха. Сакральная мелодрама Раненый голубь (La colomba ferita, 1670) наиболее удачна среди сохранившихся работ: структура близка к операм, но материал более разнообразен, с инструментальными риторнеллами, диалогами, ариями и полиголосными структурами в стиле мотета.

Сценические произведения:

  • Il Ciro («Кир», драма пер музыку), Неаполь, С. Бартоломео, ?1653; добавки Ф. Кавалли, Венеция, 1654; добавки А. Маттиоли, Венеция, 1665
  • Xerse («Ксеркс», драма пер музыку, Н. Минато), Неаполь, 1657 [? адаптация Кавалли]
  • Artemisia («Артемизия», Минато), Неаполь, ?1658 [? адаптация Кавалли]
  • Il Theseo, o vero L'incostanza trionfante («Тезей, или Торжество непостоянства», драма пер музыку, 3, Дж. делле Кьяви), Неаполь, 1658
  • Il martirio di S Gennaro («Мученичество св. Яннара», сакральная мелодрама), Неаполь, 1663
  • La colomba ferita («Раненый голубь», сакральная драма, пролог, 3, Дж. Кастальдо), 1670
  • Lo schiavo di sua moglie («Роб своей жены», мелодрамма, пролог, 3, Ф.А. Паолелла), 1672
  • La fenice d'Avila Teresa di Giesù («Феникс Авильский, Тереза Иисуса», сакральная мелодрама, 3, Кастальдо), 1672
  • Difendere l'offensore, o vero La Stellidaura vendicante («Защищая обидчика, или Мстительная Стеллидаура», мелодрамма, 3, А. Перруччи), 1674

Сакральная музыка:

  • Missa defunctorum («Реквием»), 4 голоса, 2 скрипки, basso continuo, ?Неаполь, 1665
  • Pange lingua («Распространи язык»), 9 голосов, инструменты, basso continuo, Mc, Nc, Nf
  • Dialogo della Passione («Диалог о Страстях Христовых»), 5 голосов, 2 скрипки, basso continuo
  • Веспро breve («Краткая вечерня»), 5 голосов, basso continuo
  • Мотеты для 2 голосов с basso continuo (Naples, 1689)
  • Su i palchi delle stelle («На помостах звёзд», сакральная кантата), сопрано, 2 скрипки, basso continuo
  • O Maria («О Мария», мотет), 4 голоса, орган, 1679
  • Beatus vir («Блаженный человек»), сопрано, 2 скрипки, виолетта, арчилиют, basso continuo
  • In conspectum angelorum («Перед лицом ангелов»), 2 голоса, 2 скрипки, basso continuo
  • Quo fugiam («Куда бежать»), 4 голоса, basso continuo
  • Magnum secundum nomen («Велико имя»), 3 голоса, basso continuo

Произведения Провенцале демонстрируют переход от архаичных форм к более современному для своего времени подходу, с выразительными мелодиями, контрапунктом и богатым гармоническим языком. Особенно заметны инновации в мотетах для двух голосов и сакральных мелодрамах, где сочетаются арии, диалоги и полифония.

Ноты сочинений Франческо Провенцале на сайте библиотеки IMSLP