Провенцале, Франческо
1624 - 1704
Назад
Provenzale, Francesco

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Провенцале был итальянским композитором и педагогом, первым заметным неаполитанским музыкантом, сочинявшим оперы, хотя основное внимание он уделял преподаванию и подготовке молодых музыкантов. Он воспитав многих выдающихся неаполитанских композиторов первой половины XVIII века.
В детстве Провенцале, возможно, учился у Джованни Сальваторе и Эразмо Бартоли в консерватории della Pietà dei Turchini, недалеко от дома семьи в Неаполе. Первое документально зафиксированное произведение — опера Тезей (Theseo, 1658), однако либретто упоминает ещё как минимум три оперы, исполненные в Неаполе: Кир (Il Ciro), Ксеркс (Xerse) и Артемизия (Artemisia). Провенцале мог также писать музыку для ансамбля Febiarmonici, сменив Франческо Чирилло. 12 января 1660 года он женился на Кьяре Базиле.
Оперная деятельность Провенцале частично была связана с адаптацией венецианских опер, таких как Xerse и Artemisia Кавалли, что было обычной практикой для неаполитанских театров того времени. 7 мая 1663 года он был назначен маэстро консерватории Санта-Мария-ди-Лорето, а к 1675 году уже преподавал в более престижной консерватории della Pietà dei Turchini.
Провенцале занимал посты капельмейстера в нескольких неаполитанских церквях и конгрегациях, включая Сан-Доменико Маджоре (1667), Сан-Анджело а Нило (1669), Монте делли Агонизанти в Сан-Мария Анцилларум (1679) и монастырь Сан-Кьяра (1679). В 1665 году он был назначен маэстро della Fidelissima Città di Napoli при Tesoro di San Gennaro (должность вступила в силу только в 1686), а в 1680 году — почётным маэстро королевской капеллы. Он покинул королевскую капеллу в 1684 году, забрав шестерых лучших певцов, после чего продолжал работать там заместителем Александро Скарлатти и с 1691 года был маэстро ди камера. В последние годы жизни он наконец стал главным маэстро, после чего пост перешёл к его любимому ученику Джаетано Венецано.
У Провенцале было трое детей: сын Джузеппе (р. 5 марта 1665) сделал блестящую карьеру в церковной службе, дочь Грация вышла замуж в 1674 году с приданым в 3000 дукатов, а вторая дочь, Анна Мария, вошла в монастырь Сан-Тереза ди Массалубренсе в 1684 году.
Финансово Провенцале жил комфортно: как и большинство педагогов того времени, он получал процент с заработка учеников за организацию их выступлений и за оформление для них престижных постов при своём уходе на пенсию или смерти.
Провенцале писал оперы, сакральные мелодраммы, кантаты и инструментальные фрагменты для театральных постановок. Сохранилось две его оперы, несколько сакральных мелодрамм, а также 24 сакральных произведения, включая 13 напечатанных мотетов. Это лишь малая часть его общего творческого наследия: только в консерватории Санта-Мария-ди-Лорето он обязан был сочинять мессу с инструментами каждые четыре месяца, мессу для двойного хора с инструментами в конце года, мотет каждый месяц и «рекитативные композиции» для особых случаев.
В операх Провенцале чувствуется переход от традиционной венецианской модели к неаполитанским нововведениям. Арии содержат нисходящие тетрахорды, символизирующие плач, или пассакалии с паузами, создающими эффект вздоха. Сакральная мелодрама Раненый голубь (La colomba ferita, 1670) наиболее удачна среди сохранившихся работ: структура близка к операм, но материал более разнообразен, с инструментальными риторнеллами, диалогами, ариями и полиголосными структурами в стиле мотета.
Сакральная музыка:
Произведения Провенцале демонстрируют переход от архаичных форм к более современному для своего времени подходу, с выразительными мелодиями, контрапунктом и богатым гармоническим языком. Особенно заметны инновации в мотетах для двух голосов и сакральных мелодрамах, где сочетаются арии, диалоги и полифония.
Ноты сочинений Франческо Провенцале на сайте библиотеки IMSLP