Профе, Амброзиус
1589 - 1661
Назад

Амброзиус Профе (Ambrosius Profe) - немецкий музыкальный редактор, издатель, композитор и теоретик
- Родился 12 февраля 1589 г. - Бреслау (ныне Вроцлав).
- Умер 27 декабря 1661 г. - Бреслау.
После изучения теологии в Виттенберге он стал преподавателем Елизаветинской гимназии в Бреслау в 1617 году и в том же году был назначен лютеранским кантором и школьным учителем в Яуэре (Яворе), Силезия. В 1629 году там было подавлено лютеранство и восстановлено католическое богослужение, поэтому он был вынужден вернуться в Бреслау, где занялся торговлей. В 1633 году он был назначен органистом церкви Святой Елизаветы, не прекращая, однако, своей коммерческой деятельности. Его должность органиста закончилась в 1649 году, когда обрушилась часть церкви и разрушила орган; но он продолжил свою деловую карьеру и умер преуспевающим. Профе заслуживает особого упоминания не как композитор, а как прилежный редактор и коллекционер. Его главная коллекция - "Музыкальные концерты и гармония" в четырех томах (1641-1666), дополненная "Королариумом" 1649 года. Его целью было познакомить церковных музыкантов Восточной и центральной Германии с итальянскими вокальными произведениями, в основном в стиле мотетов: он включил произведения 31 композитора, в основном венецианской школы, чье полихоральное творчество долгое время было популярно в Силезии, в частности 27 произведений Джованни Роветты. Тексты Профе еще не сравнивались с оригинальными итальянскими изданиями. (Интересно, что 11 оригинальных венецианских изданий "Роветты", опубликованных между 1636 и 1650 годами, хранились в Бреслау и, таким образом, могли быть взяты из собственной библиотеки Профе.) Он также включил пьесы нескольких композиторов из Восточной Германии и три уникальных произведения Шютца, в том числе диалог из семи частей "Я люблю тебя", который завершает вторую книгу (1641). В 1644 году он издал 70 симфонический концерт Шейдта "Манир". Создав 31 рождественскую пьесу "Cunis solennibus" (1646), Профе стремился спасти от забвения песни прошлого, которые "назывались "ротулас", или колыбельные для младенца Христа, и исполнялись в середине Магнификата, и до сих пор могут использоваться нами и нашими преемниками с благоговением. В них есть немецкие слова, десять - на латыни, а три - со смешанным текстом. Профе также предпринял шаги, чтобы сделать песни известными совместно с continuo Генриха Альберта из Северной Германии. В Бреслау их, безусловно, знали и любили, но оригинальные издания в виде фолиантов вышли из печати, и в 1657 году Профе выпустил подборку из 134 книг в двух томах более удобного формата меньшего размера. Из собственных работ Профе наиболее важным является школьный учебник музыки "Compendium musicum", который называется "Курце анлейтунг для молодых людей" (Лейпциг, 1641). В этой небольшой работе он подверг критике старую систему сольмизации, основанную на гексахорде, за что Маттезон горячо хвалил его в 1717 и 1740 годах. Но похвала от такого современного музыканта, как Маттезон, не всегда была уделом Профе в его время: Отто Гибелиус жаловался в своем "Куртцере" … "Берихт фон ден вокибус музикалибус" (1659), в котором вместо произносимых слогов, таких как до-ре-ми, Профе использовал названия букв ("abcedieren"), которые звучали отвратительно. Кроме этого учебника, сохранилось лишь несколько музыкальных произведений Профе.
Ноты сочинений Амброзиуса Профе на сайте библиотеки IMSLP