Приули, Джованни
1575 - 1626
Назад

Джованни Приули (Giovanni Priuli) - итальянский композитор и органист
- Родился в 1575 году - Венеция.
- Умер в 1626 году - Нойнкирхен, Австрия.
Он часто играл вместе с Джованни Габриэли, чьим учеником, возможно, был, или заменял его. Он был приглашен играть в Сан-Марко в 1600, 1602 и 1605 годах, а в мае 1607 года был назначен дополнительным органистом. В 1609 году он играл на органе в Скуола-ди-Сан-Рокко, а в 1612 году, через четыре дня после смерти Габриэли, организовал музыкальное сопровождение праздника святого покровителя братства, что Габриэли часто выполнял. В 1614 или 1615 году Приули стал гофкапельмейстером эрцгерцога Фердинанда в Граце и продолжал служить ему в том же качестве в Вене, когда в 1619 году он был избран императором Священной Римской империи. В 1626 году Приули сменил Джованни Валентини. Творчество Приули делится поровну между духовной и светской музыкой: он опубликовал по пять томов каждой из них. В его мадригалах прослеживается переход от традиционной пятиголосной структуры к концертному стилю, характерному для того периода; "Пресса и сердце спокойствия" в "Музыкальных деликатесах" (1625) - роскошное произведение, сравнимое с переложением того же текста Монтеверди в его шестой книге мадригалов (1614). Светские произведения Приули варьируются от коротких строфических пьес с фактурой, подобной канцонетте, до масштабных концертных мадригалов, а его духовная музыка охватывает всю гамму композиторских практик 17-го века. Многими из его духовных произведений он обязан полихоральному стилю, культивируемому Габриэли и его окружением, в том числе песнопениями из "Священного собрания" и двумя мессами из "Оглашения Октябрьской новеллы". В то время как некоторые из его месс написаны в стиле современного концертато, античный стиль прослеживается в четверостишии, посвященном папе Урбану VIII, но резкие текстурные, регистровые и тональные контрасты придают коллекции нотки современности. Наиболее перспективными произведениями в творчестве Приули являются его многоголосные мотеты и священные монодии. Сольный мотет Inter natos mulierum (1625) демонстрирует его способность создавать выразительные, проникновенные мелодии и последовательные формальные решения. Во многих многоголосных мотетах монодические пассажи чередуются с более насыщенными концертными текстурами. Приули обладал значительным талантом к написанию инструментальных произведений для церковного обихода в манере своего учителя Габриэли: в двух томах 1618-1619 годов насчитывается 16 таких произведений. Они не столь сложны в контрапунктическом отношении, как аналогичные работы Габриэли; различные разделы тщательно объединены по тематике. 12-гололсная канцона в echo (1619) содержит расширенные пассажи для трех самых верхних инструментов, перекликающихся друг с другом (эхо обозначено динамической маркировкой).
Ноты сочинений Джованни Приули на сайте библиотеки IMSLP