Приули, Джованни
1575 - 1626
Назад
Priuli, Giovanni

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Приули был итальянским композитором и органистом. Он часто играл вместе с Джованни Габриели или заменял его на службе в Венеции, и, вероятно, был его учеником. В 1600, 1602 и 1605 годах Приули играл в базилике Сан-Марко, а в мае 1607 года получил должность дополнительного органиста. В 1609 году он исполнял партию органа в Scuola di San Rocco (Школа Святого Роха), а в 1612 году, через четыре дня после смерти Габриели, организовал музыкальное сопровождение праздника в честь святого покровителя братства, что ранее всегда поручалось Габриели.
В 1614 или 1615 году Приули стал капельмейстером при дворе эрцгерцога Фердинанда в Граце. После избрания Фердинанда императором Священной Римской империи в 1619 году композитор последовал за ним в Вену и продолжал служить в той же должности. В 1626 году его преемником стал Джованни Валентини.
Наследие Приули делится поровну между духовной и светской музыкой: он издал по пять сборников каждого жанра.
Его мадригалы демонстрируют переход от традиционной пятиголосной фактуры к концертатному стилю. Особое место занимает произведение Presso un fiume tranquillo («У тихой реки») в сборнике Delicie musicali («Музыкальные услады», 1625), сравнимое с обработкой того же текста Клаудио Монтеверди в его шестой книге мадригалов (1614). Светские сочинения Приули варьируются от небольших строфических песен в стиле канцонетты до масштабных концертатных мадригалов.
Духовные произведения композитора охватывают широкий спектр стилей XVII века. Многие из них написаны в полихоральной манере, связанной с традицией Габриели, включая мотеты из Sacrorum concentuum («Священные концерты») и мессы из Missae … octo novemque vocibus («Мессы для восьми и девяти голосов»). В то же время в сборнике Missae … quatuor, sex et octo vocibus («Мессы для четырёх, шести и восьми голосов»), посвящённом папе Урбану VIII, заметно использование стиля stile antico, хотя контрастность фактуры и регистров придаёт этим мессам современное звучание.
Самыми новаторскими в наследии Приули считаются его мало голосные мотеты и духовные монодии. Так, сольный мотет Inter natos mulierum («Между рождёнными женами», 1625) демонстрирует его умение создавать выразительные протяжные мелодии и стройные формы.
Приули обладал также талантом писать инструментальные сочинения для церкви в духе своего учителя Габриели. Шестнадцать таких произведений содержатся в двух сборниках 1618–1619 годов. Они менее контрапунктически сложны, чем у Габриели, но отличаются тематическим единством. Особенно выделяется Canzone in echo («Канцона с эхом», 1619) для 12 голосов, где верхние инструменты перекликаются друг с другом, создавая эффект эха.
Духовные
Светские
Инструментальные
Ноты сочинений Джованни Приули на сайте библиотеки IMSLP