Принц, Вольфганг Каспар
1641 - 1717

Назад

Printz, Wolfgang Caspar

  • Дата рождения: 10 октября 1641
  • Место рождения: Вальдтурн, Верхний Пфальц
  • Дата смерти: 13 октября 1717
  • Место смерти: Зорау, Нижняя Лужица (ныне Жары, Польша)

Биография

Вольфганг Каспар Принц был немецким музыковедом, теоретиком и композитором. Он оставил два автобиографических очерка: один в трактате Historische Beschreibung («Историческое описание») 1690 года, другой — более обширное сочинение, завершённое его сыном после смерти и опубликованное в сборнике Иоганна Маттезона.

После обучения в Вальдтурне он переехал с родителями в Фенштраусс, где учился в латинской школе. Его учитель музыки Килиан Хаммер обучил его применению седьмого слога сольмизации — si, что считалось прогрессивным шагом. В 1654 году он продолжил обучение у кантора Вольфганга Альтуса и органиста Иоганна Конрада Мерца, а также играл на скрипке и бас-виоле. В 1659 году поступил в университет Альтдорфа как студент богословия, но вскоре под влиянием политических обстоятельств оставил духовную карьеру и обратился к музыке.

В 1661 году он стал певцом в капелле двора в Гейдельберге, после чего отправился в Италию. Там он познакомился с Афанасиусом Кирхером и его знаменитым музеем музыкальных редкостей, что оказало сильное влияние на его будущие труды, в частности на Phrynis Mitilenaeus («Фринис Митиленский»). Собрав богатую библиотеку, он вернулся в Германию и вскоре поступил на службу к графу Промницу в Зорау как придворный композитор и музыкальный директор. Позднее он стал кантором в Трибеле, а затем снова в Зорау. Несмотря на утраты библиотеки в пожаре 1684 года и личные трудности, он оставался авторитетным музыкальным писателем своего времени.

Творчество

Принц утверждал, что написал 150 «полновесных концертов» и 48 «семиголосных канцонетт», однако они не сохранились. Его значение определяется прежде всего теоретическими трудами.

В сочинении Compendium musicae («Свод музыки», 1668) он развил концепцию внутренней метрической силы (quantitas intrinseca), которая заменила старый принцип такта и определяла акцентуацию текста и разрешение диссонансов.

Особое место занимает труд Phrynis Mitilenaeus, oder Satyrischer Componist («Фринис Митиленский, или Сатирический композитор», 1696), одно из самых обширных музыкально-теоретических сочинений XVII века в Германии. В форме сатирических рассказов и диалогов автор обсуждает интервалы, ритм, лады и их аффекты, транспозицию, контрапункт, аккомпанемент, фигурацию и музыкальное изобретение.

Не менее важна Historische Beschreibung der edelen Sing- und Kling-Kunst («Историческое описание благородного искусства пения и звучания», 1690), первая крупная немецкая история музыки.

Среди других трудов: Anweisung zur Singe-Kunst («Наставление в искусстве пения», 1671), Musica modulatoria vocalis («Вокальная модульная музыка, или Изящное искусство пения», 1678), Compendium musicae signatoriae et modulatoriae vocalis («Свод музыкальной знаковой и вокальной модульной науки», 1689), Exercitationes musicae theoretico-practicae («Музыкальные упражнения теоретико-практические», 1687–1689).

Часть произведений носит литературный характер, в том числе: Musicus vexatus («Угнетённый музыкант»), Musicus magnanimus («Великодушный музыкант») и Musicus curiosus («Любопытный музыкант»), написанные в сатирической форме и описывающие жизнь музыкантов того времени.

Произведения

  • 150 концертов (утрачены)
  • 48 семиголосных канцонетт (утрачены)

Теоретические труды

  • Compendium musicae in quo … («Свод музыки, в котором …», Губен, 1668)
  • Anweisung zur Singe-Kunst («Наставление в искусстве пения», Губен, 1671)
  • Phrynis Mitilenaeus, oder Satyrischer Componist («Фринис Митиленский, или Сатирический композитор», Дрезден и Лейпциг, 1696; первые тома — 1676–1677)
  • Musica modulatoria vocalis («Вокальная модульная музыка, или Изящное искусство пения», Швейдниц, 1678)
  • Declaration oder Weitere Erklärung («Заявление, или Дальнейшее объяснение», 1679)
  • Compendium musicae signatoriae et modulatoriae vocalis («Свод музыкальной знаковой и вокальной модульной науки», Дрезден, 1689; 2-е изд. 1714)
  • Exercitationes musicae theoretico-practicae («Музыкальные упражнения теоретико-практические», Дрезден, 1687–1689)
  • Historische Beschreibung der edelen Sing- und Kling-Kunst («Историческое описание благородного искусства пения и звучания», Дрезден, 1690)

Литературные сочинения (приписываются также И. Кунау)

  • Musicus vexatus, oder Der wohlgeplagte doch nichtverzagte, sondern jederzeit lustige Musicus instrumentalis («Угнетённый музыкант, или Мучимый, но не унывающий, а всегда весёлый инструментальный музыкант», Фрейберг, 1690)
  • Musicus magnanimus, oder Pancalus, der grossmüthige Musicant («Великодушный музыкант, или Панкал, благородный музыкант», Фрейберг, 1691)
  • Musicus curiosus, oder Battalus, der vorwitzige Musicant («Любопытный музыкант, или Баттал, назойливый музыкант», Фрейберг, 1691)

Ноты сочинений Вольфганга Каспара Принца на сайте библиотеки IMSLP