Приннер, Иоганн Якоб
1624 - 1694
Назад

Иоганн Якоб Приннер (Johann Jacob Prinner) - австрийский композитор, органист, поэт и музыкальный теоретик
- Родился в 1624 году - Мюнцбах.
- Умер 18 марта 1694 г. - Вена.
Частично он получил образование в Италии, в 1651 году учился в Сиене. Он, по-видимому, идентичен Й.Й. Прейнеру, который был органистом в церкви аббатства в Кремсмюнстере, Верхняя Австрия, с 1 июля 1652 по 1 сентября 1659 года. В конце 1670-х годов И.Х. Шмельцер, восхваляя Приннера как композитора, органиста и поэта, описал его как капельмейстера при дворе князя Эггенберга в Граце. Последний в то время увольнял своих музыкантов, поэтому Шмельцер рекомендовал Приннера на должность, оставленную Бибером вакантной при дворе князя-епископа Оломоуцкого в Кромержиже, но был назначен П.Я. Вейвановский. В петиции, которую он направил императору Леопольду I 7 ноября 1680 года с просьбой назначить его камергером эрцгерцогини Марии Антонии в Вене, говорится, что он обучал ее игре на клавесине. Ходатайство было удовлетворено, но когда в 1685 году эрцгерцогиня, выйдя замуж за курфюрста Максимилиана Эмануэля, переехала в Баварию, Приннер остался в Вене. До самой смерти он получал ежегодную пенсию от императорского двора в размере 420 флоринов. 47 арий Приннера для сопрано и континуо состоят из нескольких строф; вероятно, он сам написал эти тексты, некоторые из которых написаны на диалекте. Это незатейливые песни в популярном венском стиле, похожие на немецкие песни Леопольда I и Шмельцера. Некоторые мелодии, возможно, были заимствованы из венской танцевальной музыки и уличных песен и дополнены новыми текстами. Также заметно влияние французской инструментальной музыки. В своих сюитах Приннер добавил к стандартным движениям вступительные и заключительные части, а также гавот или арию между сарабандой и жигой. В книге Приннера "Musicalischer Schlissl" изложены фундаментальные принципы его теоретического преподавания. В трактате содержится краткое описание основ музыки, но это несущественно по сравнению с современными трактатами на эту тему Поглиетти и Георга Муффата. Наиболее ценным разделом книги является тот, который содержит подробные инструкции по технике игры на струнных инструментах. Наиболее примечательной из них является рекомендация Приннера о том, что скрипку следует держать за подбородок, поскольку это единственный способ оставить левую руку свободной для правильного исполнения аппликатуры без необходимости поддерживать инструмент. Он категорически осудил музыкантов, которые кладут скрипки на грудь. Он следовал французской практике в технике смычка, но был знаком только с итальянской техникой ondeggiando, а не с ее французским эквивалентом. Разделы, посвященные контрапункту и риторическим фигурам, тесно связаны – часто слово в слово и с теми же примерами – с книгой Кристофа Бернхарда "Как достичь гармонии и диссонанса". Приннер назвал модной глупостью предпочтение, которое в Австрии отдают иностранным исполнителям. (Император Леопольд I разделял эту точку зрения, о чем свидетельствует его назначение Фукса композитором при императорском дворе в 1698 году, несмотря на противодействие итальянских музыкантов).
Ноты сочинений Иоганна Якоба Приннера на сайте библиотеки IMSLP