Приннер, Иоганн Якоб
1624 - 1694
Назад
Prinner, Johann Jacob

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Якоб Приннер — австрийский композитор, органист, поэт и музыкальный теоретик. Образование получил частично в Италии, в 1651 году обучался в Сиене. Вероятнее всего, он идентичен с И. Я. Прейнером, который с 1 июля 1652 по 1 сентября 1659 занимал должность органиста в аббатской церкви Кремсмюнстера (Верхняя Австрия).
В конце 1670 года Иоганн Генрих Шмельцер высоко отзывался о Приннере как о композиторе, органисте и поэте, называя его капельмейстером при дворе князя Эггенберга в Граце. Когда музыканты этого двора были распущены, Шмельцер рекомендовал Приннера на вакантный пост при дворе князя-епископа Оломоуца в Кромержиже, оставленный Генрихом Бибером. Однако должность получил Павел Йозеф Вейвановский. Тем не менее, сохранившиеся в Кромержиже сюиты Приннера, одна из которых датирована 1676 годом, позволяют предположить, что он всё же жил там какое-то время.
7 ноября 1680 года Приннер обратился к императору Леопольду I с прошением назначить его камер-юнкером эрцгерцогини Марии Антонии в Вене, сообщив, что обучал её игре на клавесине. Просьба была удовлетворена. Однако, когда в 1685 году эрцгерцогиня вышла замуж за баварского курфюрста Максимилиана Эммануэля и уехала в Баварию, Приннер остался в Вене. До самой смерти он получал ежегодную пенсию от императорского двора в размере 420 флоринов.
Приннер известен как автор 47 арий для сопрано и бассо континуо, в которых использовал тексты, написанные, вероятно, им самим (часть — на диалекте). Эти арии — простые и изящные песни в популярном венском стиле, близком к немецким песням Леопольда I и Шмельцера. В них можно встретить мелодические обороты, заимствованные из венских танцев и уличных песен. Влияние французской инструментальной музыки также ощутимо.
В своих сюитах Приннер добавлял к стандартным танцевальным частям вводные и заключительные пьесы, а также включал гавот или арию между сарабандой и жигой.
Особую ценность представляет его трактат "Musicalischer Schlissl" (Музыкальный ключ, 1677), где излагаются основы музыкальной теории и генерал-баса. Наибольшую значимость имеет раздел, посвящённый технике игры на струнных инструментах. Здесь Приннер впервые чётко рекомендует держать скрипку под подбородком, оставляя левой руке свободу для правильного аппликатурного исполнения, и резко осуждает тех, кто держит инструмент на груди. В трактате также отражено влияние французской школы смычковой техники, хотя Приннер был знаком лишь с итальянским приёмом ondeggiando. В вопросах контрапункта и риторических фигур он почти дословно следует труду Христофора Бернхарда "Ausführlicher Bericht vom Gebrauche der Con- und Dissonantien".
Ноты сочинений Иоганна Якоба Приннера на сайте библиотеки IMSLP