Прен, Жан-Батист
1669 - 1742
Назад

Жан-Батист Прен (Jean-Baptiste Prin) - французский исполнитель, композитор, педагог и учитель танцев
- Родился в 1669 году - Англия.
- Умер после 1742 года - Страсбург.
Игре на трубе его научили учитель английского языка и его отец, французский эмигрант, торговавший книгами в Англии. Его отец, должно быть, был тем самым принцем, которого, как упоминал Сэмюэл Пепис, он слышал на Чаринг-Кросс 24 октября 1667 года. Известно, что Жан-Батист женился в Лионе в январе 1689 года. После 1698 года он был танцором в Париже, а также играл на морской трубе. В 1704 году он вернулся в Лион, где женился снова. До своего выхода на пенсию в Страсбурге в 1737 году он работал преподавателем и исполнителем на морской трубе в Лионе, отмечая в своих мемуарах, что за эти годы по его заказу было изготовлено более 150 инструментов. Церковные записи свидетельствуют о крещении ребенка от его третьего брака в июле 1735 года. Один из его сыновей в начале века приобрел некоторую известность как танцор и актер в Париже, а другой в 1755 году стал директором театра "Комеди" в Бордо. В 1742 году Прен подарил свою морскую трубу и свои рукописи академии в Лионе. Инструмент был продан в 1792 году, но рукописи были переданы на хранение в муниципальную библиотеку, где они хранятся до сих пор. Всего в них содержится 216 различных произведений для морской трубы. Из них семь принадлежат именно Прену, 56 - Люлли и по одному - Готтетеру и Филидору. Остальные, как оригинальные, так и аранжировки, предположительно принадлежат Прену. В целом рукописи составляют около 85% известной литературы об инструменте. В его "Traité sur la trompette marine" рассказывается о его истории, конструкции и исполнении. Музыка Прена, во многом в духе более простых инструментальных пьес того периода, написана специально для морской трубы. Его мелодии в основном строятся поэтапно; несколько отрывков гармонически ориентированы и ограничены прерывистыми или длинными ритмами из-за сложности исполнения. Аналогичным образом, неточности, тщательно записанные в рукописях, ограничены двухнотными композициями. Единственный орнамент, который обсуждал и использовал Прен, - это трель, которая всегда обозначается маленьким крестиком. Около 80% его музыки исполнено в бинарной танцевальной форме; около половины этих произведений - немодулирующие. Прену особенно нравились округлые бинарные формы и рондо. В последнем варианте морской пехотинец на трубе не играет во время эпизодов, которые написаны в других тональностях. В первом, однако, модуляции производятся либо до доминанты, либо до субдоминанты, и то, и другое возможно на инструменте.