Прен, Жан-Батист
1669 - 1742
Назад
Prin, Jean-Baptiste

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан-Батист Прен — французский исполнитель, композитор, педагог и мастер танца. Он обучался игре на морской трубе (trompette marine) у английского учителя, а также у своего отца, французского эмигранта-книготорговца, поселившегося в Англии. Вероятно, именно его отец был тем самым «господином Преном», о котором Сэмюэл Пепис упоминает в дневнике 24 октября 1667 года, слыша игру на Чаринг-Кросс.
В январе 1689 года Жан-Батист вступил в брак в Лионе. После 1698 года он жил в Париже, где выступал как танцор и исполнитель на морской трубе. В 1704 году вернулся в Лион и женился повторно. До выхода на пенсию в 1737 году и переезда в Страсбург он работал в Лионе учителем и исполнителем, отмечая в своих мемуарах, что за эти годы по его заказу было изготовлено более 150 морских труб. В июле 1735 года в церковных записях зафиксировано крещение ребёнка от его третьего брака. Один из его сыновей прославился в Париже как танцор и актёр в начале XVIII века, другой стал директором театра Комеди в Бордо в 1755 году.
В 1742 году Прен пожертвовал свою морскую трубу и рукописи Лионской академии. Сам инструмент был продан в 1792 году, однако рукописи сохранились и по сей день хранятся в Муниципальной библиотеке Лиона. В них содержатся 216 сочинений для морской трубы: семь из них принадлежат самому Прену, 56 — Жану-Батисту Люлли, по одному — Жаку Отетерру и Филидору. Остальные произведения, оригинальные или в обработке, вероятно, принадлежат самому Прену. Эти рукописи составляют около 85% всего известного репертуара для данного инструмента.
Музыка Прена написана с учётом особенностей морской трубы и по стилю близка к простым инструментальным пьесам конца XVII – первой половины XVIII века. Мелодии преимущественно поступенные, редкие скачки связаны с гармонией и допускаются лишь в длительных длительностях (четвертях и более), что объясняется технической трудностью инструмента. Лиги, которые он тщательно отмечал в рукописях, ограничиваются двухнотными группами. Единственным орнаментом, применявшимся Преном, был трель, обозначавшаяся небольшим крестиком.
Около 80% его музыки написано в форме бинарного танца; примерно половина этих произведений немодулирующие. Особое внимание он уделял округлой бинарной форме и форме рондо. В рондо морская труба замолкает в эпизодах, написанных в других тональностях, а в бинарной форме модуляции осуществляются либо в доминанту, либо в субдоминанту — единственные доступные для инструмента.