Преториус, Михаэль
1571 - 1621

Назад

Михаэль Преториус (Michael Praetorius) - немецкий композитор, теоретик и органист

  • Родился 15 февраля 1571 г. - Кройцбург-на-Вере, Айзенах.
  • Умер 15 февраля 1621 г. - Вольфенбюттель.

Он был самым разносторонним немецким композитором своего поколения и одним из самых плодовитых, особенно в том, что касалось произведений, основанных на протестантских гимнах. Он также известен как теоретик, особенно благодаря своей "Syntagma musicum".

Ветцель и Вальтер оба утверждали, что Преториус родился 15 февраля 1571 года и умер в день своего 50-летия, но это может быть ошибкой, поскольку, согласно стихотворению, приложенному к его надгробной проповеди, ему было всего 49 лет, когда он умер. Еще одна дата предлагается в заявлении "Aō. aetat. XXXV" в легенде к гравюре на дереве 1604 года в первой части "Сионские музы" (1605), в связи с тем фактом, что его семья переехала в Кройцбург-на-Вере в 1569 году. Но наиболее общепринятым считается 1571 год его рождения. Его отец, которого также звали Михаэль и который был родом из Бунцлау, Силезия, самое позднее с 1534 года был коллегой Иоганна Вальтера по высшей школе в Торгау. Во время протестантской междоусобицы, вспыхнувшей после Аугсбургского временного правления (1549), он был среди строгих лютеран, что не раз приводило его к потере должности и вынужденным переездам. Его сын Михаэль родился во время второго периода службы в Кройцбурге, который начался в 1569 году, но в 1573 году семья переехала в Торгау, на родину матери, из-за возобновления ссылки. В местной средней школе Преториуса обучал музыке Михаэль Фойгт, преемник Вальтера на посту кантора. В 1582 году он поступил в Университет Франкфурта-на-Одере, где его брат Андреас был профессором теологии. В 1584 году он поступил в среднюю школу в Цербсте, Анхальт, где жили две его сестры, и оттуда вернулся во Франкфурт-на-Одере, вероятно, весной 1585 года. Хотя после окончания школы у него, вероятно, не было музыкального образования, несомненно, что во Франкфурте он познакомился с Бартоломеем Гезиусом, с которым разделял большой интерес к протестантским гимнам и их мелодиям, а также к альтернативной практике. После ранней смерти своего брата, который содержал его, он был назначен органистом церкви Сен-Мариен во Франкфурте, вероятно, в начале 1587 года. По его собственным словам, он занимал этот пост в течение трех лет, но неизвестно, почему он оставил его и куда отправился в 1590 году. Согласно более позднему сообщению, Преториус поселился в Вольфенбюттеле примерно в 1592-1593 годах, но, судя по его собственным свидетельствам в "Песнопениях и псалмах" (1607) и "Полигимнии кадуцеатрикс" (1619), только в 1595 году он поступил на службу органистом к герцогу Генриху Юлиусу Брауншвейг-Вольфенбюттельскому, у которого был свой дом, его резиденция. В 1596 году он принял участие вместе с самыми известными немецкими органистами того времени в освящении органа в замковой часовне в Гронингене, недалеко от Хальберштадта, замка, который Генрих Юлиус построил в качестве епископа Хальберштадтского после проведения там реформации в 1591 году. В 1602 году он останавливался в Регенсбурге "по своим делам" и в качестве члена делегации Вольфенбюттеля в рейхстаге. В феврале 1603 года он снова был в Регенсбурге по герцогским делам и зарегистрирован как органист. Там он завел близких друзей – посвятительные стихи регенсбургского пастора Кристофа Донаверуса вошли в десять его печатных работ; более того, в 1605 году там была опубликована первая часть "Сионские музы". К концу 1602 года он получил новое назначение со значительным повышением жалованья, так что теперь мог позволить себе вести собственное хозяйство. В сентябре 1603 года он женился на Анне Лейкмахер, которая родила ему двух сыновей. К 1604 году Преториус завоевал такое уважение, что, сохранив за собой должность органиста, был назначен придворным капельмейстером после ухода на пенсию Томаса Манцина. Капелла, которая в то время, когда он возглавил ее, состояла из шести-восьми певцов и примерно такого же количества инструменталистов, была скромной, но, очевидно, удовлетворяла его пожеланиям, которые он выразил в посвящении "Песнопениям и псалмам". Он был хорошо поддержан герцогом, который, должно быть, брал его с собой по крайней мере в некоторые свои поездки; одним из городов, в который он ездил, была Прага, которую Преториус, похоже, определенно посещал. Есть свидетельства, что в 1605 и 1609 годах он гостил при дворе ландграфа Морица Гессенского, любившего музыку, в Касселе. Это был чрезвычайно напряженный период для него: большинство его музыкальных сборников появилось между 1605 и 1613 годами. 4 апреля 1605 года он вместе с герцогом попал в засаду в Брауншвейге, в которой проявил поразительную храбрость. Герцог пообещал подарить ему землю, а в 1612 году преподнес ему в подарок 2000 талеров из Праги. В период с 1606 по 1612 год он сотрудничал с самым известным органным мастером своего времени Эсайасом Компениусом, который был нанят Вольфенбюттельским двором по настоянию Преториуса и вместе с которым он написал "Органную музыку", упомянутую во втором и третьем томах "Syntagma musicum" (Устройство музыки). Внезапная смерть герцога Генриха Юлиуса в Праге в 1613 году стала поворотным моментом в жизни Преториуса. Курфюрст Саксонии Иоганн Георг немедленно попросил преемника герцога Фридриха Ульриха позволить Преториусу провести год траура в качестве заместителя стареющего Роджера Михаэля, капельмейстера избирательного суда. Этот год в конечном счете превратился в два с половиной года, которые Преториус провел в основном в Дрездене. Он не только отвечал за музыку на Собрании курфюрстов в Наумбурге в 1614 году и познакомился с Шютцем в Дрездене, но и, что более важно, познакомился с новейшей итальянской музыкой, которая оказала значительное влияние на его последующее творчество; должно быть, он также посвящал все больше и больше времени своей теоретической работе. Тот факт, что он не вернулся в Вольфенбюттель через год, возможно, объяснялся не в последнюю очередь тем, что молодой герцог Фридрих Ульрих уделил мало внимания представленному им меморандуму о реорганизации Хофкапелле. Его пребывание в Дрездене официально закончилось в 1616 году, но он снова был там в 1617 году, чтобы организовать церемониальную музыку для визита императора и празднования столетия Реформации. С 1614 года он также был капельмейстером управляющего епископства Магдебург. На Пасху 1616 года он работал в Галле, а в 1617 году отстроил главную капеллу графов Шварцбург в Зондерсхаузене, а также еще раз гостил у ландграфа Морица Гессенского в Касселе, на этот раз на праздновании крещения, для которого написал Концертгезанг. В 1618 году он был приглашен вместе с Шютцем и Шейдтом в Магдебургский кафедральный собор, чтобы отметить реорганизацию тамошней музыки, и известно, что в 1619 году он посетил Лейпциг, Нюрнберг и Байройт (снова вместе с Шютцем и Шейдтом). Неудивительно, что эффективность работы Вольфенбюттельской хофкапеллы снизилась, когда ее капельмейстер так часто отсутствовал. Более того, когда он в конце концов вернулся, университет продолжал страдать из-за его плохого состояния здоровья – вероятно, вызванного переутомлением, – и на Троицу 1620 года он не был назначен повторно. В 1614 году он был назначен настоятелем монастыря в Рингельхайме, недалеко от Гослара, и, несомненно, продолжал получать доход от этой должности. Он оставил внушительное состояние, большая часть которого предназначалась для создания фонда помощи бедным. Как сын и внук богословов, он всю свою жизнь был убежденным христианином (по словам его надгробной проповеди, он "часто сожалел о том, что так и не принял духовный сан"). Это подтверждается названиями (перечисленными в “Синтагме музыки”) ряда написанных им богословских трактатов, которые все утрачены. Его инициалы - М.П.С. (Michael Praetorius Creuzburgensis), что также означало для него “Небесный отец”.

Ноты сочинений Михаэля Преториуса на сайте библиотеки IMSLP