Преториус, Иеронимус
1560 - 1629

Назад

Иеронимус Преториус (Hieronymus Praetorius) - немецкий композитор, органист, переписчик и музыкальный редактор

  • Родился 10 августа 1560 г. - Гамбург.
  • Умер 27 января 1629 г. - Гамбург.

Сын Якоба Преториуса (1). Получив от своего отца первые уроки игры на органе, он учился в Гамбурге у Хинриха Тора Молена в 1573 году и в Кельне у Альбинуса Вальрана с 1574 по 1576 год. Его первой должностью была должность органиста в Эрфурте с 1580 по 1582 год, затем он вернулся в Гамбург в качестве помощника органиста своего отца в Якобикирхе (с часовней Святой Гертруды); после смерти отца в 1586 году он стал первым органистом и занимал этот пост до самой смерти. В 1596 году он принял участие в Гронингенском органном экзамене, на котором также присутствовали Ганс Лео Хасслер и Михаэль Преториус; вероятно, это был его единственный личный контакт с другими композиторами, исполнявшими полихоральные произведения. Трое из его четырех сыновей тоже были музыкантами: третий сын, Михаэль, опубликовал свадебный мотив из пяти частей в Гамбурге в 1619 году и умер в Антверпене, возможно, в 1624 году. Все мессы, мотеты и вокальные магнификаты Преториуса, за исключением пяти, были опубликованы в период с 1616 по 1625 год в Гамбурге в виде пятитомного сборника. Некоторые тома были опубликованы в более ранних изданиях, а несколько мотетов из первых двух томов появились в печатных сборниках Боденшатца, Фалезы и Шадеуса. Все мессы Преториуса - пародийные, четыре основаны на его собственных песнопениях, а две другие - на песнопениях Якоба Мейланда и Стефано Фелиса. Его 102 мотета содержат в основном тексты псалмов и антифонов, но он также сочинил несколько свадебных мотетов на нелитургические латинские тексты, которые были опубликованы как отдельно, так и в сборнике. Из шести мотетов с немецкими текстами два содержат традиционные мелодии: "Ein Kindelein so löbelich" и "Herr Gott dich loben wir" (по-немецки "Te Deum"). 50 мотетов представляют собой полихоральные композиции для восьми-двадцати голосов, разделенные на два, три или четыре хора. Они были одними из первых музыкальных произведений в венецианском стиле, опубликованных в Северной Германии, и являются наиболее прогрессивными и важными произведениями Преториуса. По стилю они похожи на полихоральные песнопения Хасслера, но выразительность текста более яркая, потому что Преториус привносит больше контрастов в текстуру, гармонию и ритм. Они менее гомофонны, чем подобные произведения многих других композиторов, из-за широкого использования имитации и разрушения в основном аккордовых структур ритмически и мотивационно активными внутренними частями. Общий вокальный диапазон часто превышает три октавы, и часто наблюдаются контрасты между высокими и низкими вокальными группами. Кроме необязательного сегмента баса, для инструментов не предусмотрено никаких партий, но современные документы из Гамбурга описывают исполнение мотетов Преториуса с использованием инструментов, поддерживающих голоса или заменяющих их. Его лучшими полихоральными песнопениями являются "Кантата Домино", "Декантабат для народа Израиля", "Эйн Кинделейн и лебелих" и "Господин Готт дих лобен вир" (впервые исполнены в 1607 году). Приукрашенные версии его мотетов, выполненные Генрихом Шейдеманом и другими органистами, представлены в органных табулатурах в Люнебурге, Мюнхене, Пельплине, Регенсбурге и других местах. Девять восьмиголосных настроек магнификата, по одной в каждом тоне и еще одна в пятом тоне, обеспечивают музыкальное сопровождение четных куплетов; имитационные текстуры взяты из тональных формул. Второй магнификат в пятом тоне завершается переложениями рождественских гимнов "Иосиф", "Либер Джозеф майн" и "In dulci jubilo". В 1587 году Преториус составил и скопировал сборник монофонической немецкой и латинской богослужебной музыки для церквей Гамбурга, содержащий песнопения для заутрени, мессы и вечерни по воскресеньям и праздничным дням церковного года. Возможно, она послужила образцом для "Священной песни" Франца Элера (Гамбург, 1588), содержание которой сходно, но не идентично. Преториус также был главным составителем "Мелодиен Гезангбух" (Гамбург, 1604), сборника из 88 четырехчастных немецких хоралов, созданных органистами четырех крупнейших церквей Гамбурга. Это первая немецкая коллекция, в которой используется органное сопровождение для совместного исполнения хоралов, и включает в себя 21 его собственную гармонизацию. Три других представленных композитора - Иоахим Декер, Якоб Преториус (2) и Давид Шейдеман, отец Генриха Шейдемана. Единственными органными произведениями, определенно принадлежащими Преториусу, являются полный набор из восьми магнификатов в табулатуре Висби (Петри), которые были написаны в 1611 году, дополнительный магнификат в первом тоне в табулатуре Клаусталя-Целлерфельда и два хоральных варианта. Модифицированная техника cantus firmus, используемая в настройках Magnificat, представляет ноты тона в теноровых, кантусовых и басовых партиях, разделенных свободными контрапунктическими и фигуративными интерлюдиями и имитационными фугатами на мотивы из тонов. Некоторые из них тесно связаны с его вокальными постановками Magnificat 1602 года. Они представляют собой полноценные произведения, часто состоящие из пяти частей, и, безусловно, были созданы для большого органа, включая педальный (орган, на котором Преториус играл в Якобикирхе, Гамбург, описан Михаэлем Преториусом в "Синтагме музыки", 1618). Восемь настроек магнификата в табулатуре Висбю - это самый ранний объединенный набор органных произведений северогерманского композитора. По стилистическим соображениям весьма вероятно, что Преториус также написал почти все анонимные органные произведения – переложения гимнов, секвенции и мессы – в табулатуре Висбю. Кайт-Пауэлл убедительно доказывает его авторство. Если эти произведения действительно принадлежат ему, его следует считать основоположником немецкой органной музыки XVII века и, наряду с Михаэлем Преториусом, ведущим северонемецким композитором начала XVII века.

Ноты сочинений Иеронимуса Преториуса на сайте библиотеки IMSLP