Преториус (2), Якоб
1586 - 1651

Назад

Якоб Преториус (2) (Jacob Praetorius (2)) - немецкий композитор, органист и преподаватель органа

  • Родился 8 февраля 1586 г. - Гамбург.
  • Умер 21 или 22 октября 1651 г. - Гамбург.

Второй сын Иеронимуса Преториуса. Он учился игре на органе в Амстердаме у Свелинка, который в 1608 году написал мотет к его свадьбе. С 1603 года и до своей смерти он был органистом Петрикирхе в Гамбурге и был особенно известен как превосходный преподаватель игры на органе. Берендт Петри, который был его учеником с 1609 по 1611 год, примерно в то время составил замечательную рукопись органной музыки "Табулатура Висби (Петри)", содержащую, в частности, произведения Преториуса и его отца. Его самый известный ученик, Маттиас Векман, учился у него в Гамбурге с 1633 по 1636 год. Преториус написал 19 четырехголосных хоральных переложений для "Мелодиен Гезангбух" (1604) и десять непрерывных песен для одного из сборников священных стихов Иоганна Риста (1651). Три его священных песнопения были опубликованы во втором издании "Opus musicum i" его отца, но оригиналы всех других свадебных песнопений Преториуса, кроме одного, вероятно, были уничтожены во время Второй мировой войны. Однако музыка к шести из них сохранилась в транскрипциях Роберта Эйтнера и Густава Фока. Мотеты Преториуса свидетельствуют о близком знакомстве с музыкой его отца, часто используют эффекты двойного хора, отражают некоторое влияние итальянского мадригала на гармоническую выразительность и демонстрируют высокую степень контрапунктического письма. Его сохранившиеся органные произведения требуют большого инструмента и часто содержат две или три клавишные, включая педаль. Три прелюдии - это зачаточные прелюдии и фуги: за вступлением для всего органа (прелюдией) следует строгая имитационная часть из четырех частей (фуга или ричеркаре) с редкими мотивными имитациями и каденционными росчерками. Три органных магнификата Клаусхольма заимствованы из магнификата его отца в табулатуре Висбю (Петри). В них и в остальных органных произведениях используется разнообразная техника cantus firmus при обработке мелодического материала. Самой впечатляющей работой является постановка "Падения Дурча Адамса" (к сожалению, незавершенная), которая по своей продолжительности, мотивному взаимодействию, виртуозным пассажам и контрастам фактуры и ритма приближается к стилю хоральной фантазии.

Ноты сочинений Якоба Преториуса (2) на сайте библиотеки IMSLP