Преториус, Михаэль
1571 - 1621
Назад
Praetorius, Michael

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Немецкий композитор, теоретик и органист. Михаэль Преториус был самым разносторонним и широко известным немецким композитором своего поколения и одним из самых плодовитых, особенно по произведениям, основанным на протестантских гимнах. Он также важен как теоретик, особенно благодаря своему труду Syntagma musicum.
Ветцель и Вальтер утверждали, что Преториус родился 15 февраля 1571 года и умер в свой пятидесятый день рождения, однако это может быть ошибкой, поскольку согласно поэме, приложенной к его похоронной проповеди, на момент смерти ему было лишь 49 лет. Другая дата предполагается на основании надписи «Aō. aetat. XXXV» в легенде вокруг гравюры 1604 года в первой части Musae Sioniae (Музы Сиона, 1605), что в сочетании с фактом переезда его семьи в Кройцбург-ан-дер-Верра в 1569 году позволяет уточнить обстоятельства. Наиболее общепринятая дата рождения — 1571 год.
Отец Михаэля, также по имени Михаэль, происходил из Бунцлау, Силезия, и с 1534 года был коллегой Йоханна Вальтера в латинской школе Торгау. В период религиозных конфликтов после Аугсбургского интеримума (1549) он был среди строгих лютеран, что привело к потере должности более одного раза и необходимости переезда. Сын Михаэль родился во время второго периода службы отца в Кройцбурге, начавшегося в 1569 году, а в 1573 году семья переехала в Торгау, родной город матери, из-за повторного изгнания.
В латинской школе Преториус изучал музыку у Михаэля Фойгта, преемника Вальтера на должности кантoра. В 1582 году он поступил в Университет Франкфурта-на-Одере, где его брат Андреас был профессором теологии. В 1584 году он посещал латинскую школу в Цербсте, Анхальт, где жили две его сестры, а затем вернулся во Франкфурт-на-Одере, вероятно, весной 1585 года.
Хотя после окончания школы он, вероятно, не получал дальнейшего музыкального образования, он познакомился с Бартоламеусом Гезиусом во Франкфурте, с которым разделял интерес к протестантским гимнам и их мелодиям, а также к практике alternatim (поочередное исполнение). После ранней смерти брата, который его содержал, Преториус был назначен органистом церкви Святой Марии во Франкфурте, вероятно, в начале 1587 года. Он занимал эту должность три года, но причины ухода и место пребывания в 1590 году неизвестны.
Позднее Преториус обосновался в Вольфенбюттеле примерно в 1592–1593 годах. Судя по его свидетельствам в Motectae et psalmi (Мотеты и псалмы, 1607) и Polyhymnia caduceatrix (Полиимния-вестница, 1619), он вступил в службу герцога Генриха Юлиуса Брауншвейг-Вольфенбюттельского как органист лишь в 1595 году. В 1596 году он участвовал с самыми известными немецкими органистами того времени в освящении органа в замковой капелле в Грённингене, близ Хальберштадта, замке, построенном Генрихом Юлиусом после введения Реформации в 1591 году.
В 1602 году он находился в Регенсбурге «по своим делам» и как член делегации Вольфенбюттеля на рейхстаге. В феврале 1603 года он снова был в Регенсбурге по герцогским делам и зарегистрирован как органист. Там он завел близкие личные знакомства — посвященные стихи пастора Регенсбурга Кристофа Донверуса появляются в десяти его напечатанных произведениях. Первая часть Musae Sioniae (Музы Сиона, 1605) была опубликована именно там.
В конце 1602 года Преториусу предложили новую должность с существенным повышением зарплаты, что позволило ему создать собственное хозяйство. В сентябре 1603 года он женился на Анне Лакемахер, которая родила ему двух сыновей.
К 1604 году Преториус пользовался такой высокой репутацией, что, сохранив должность органиста, был назначен придворным капельмейстером на пенсию Томаса Манцинуса. Капелла, которую он принял, состояла из шести-восьми певцов и примерно такого же числа инструменталистов, что было скромно, но соответствовало его желаниям, выраженным в посвящении к Motectae et psalmi (Мотеты и псалмы). Герцог поддерживал его, беря капеллу с собой на некоторые поездки; Преториус, по всей видимости, посетил Прагу. Имеются сведения, что в 1605 и 1609 годах он находился при дворе музыкально одаренного ландграфа Морицa Гессенского в Касселе.
Этот период был крайне интенсивным: большинство его музыкальных сборников вышли в печать между 1605 и 1613 годами. 4 апреля 1605 года он вместе с герцогом попал в засаду в Брауншвейге, проявив мужество. Герцог пообещал ему дар земли и в 1612 году подарил 2000 талеров из Праги. С 1606 по 1612 год он сотрудничал с известным органостроителем Эсаией Компением, которого нанял Вольфенбюттельский двор по инициативе Преториуса, и с которым он создал Orgeln Verdingnis (Органные соглашения), упомянутый во втором и третьем томах Syntagma musicum (Синтагма музыкум).
Внезапная смерть герцога Генриха Юлиуса в Праге в 1613 году стала поворотным моментом в жизни Преториуса. Курфюрст Иоганн Георг Саксонский попросил преемника герцога Фридриха Ульриха позволить Преториусу провести год траура в качестве заместителя стареющего капельмейстера Рожье Михаэля. Этот год затянулся до двух с половиной лет, которые Преториус провел в основном в Дрездене. Он нес ответственность за музыку на Съезде курфюрстов в Наумбурге в 1614 году, встретился с Шютцем в Дрездене и познакомился с новейшей итальянской музыкой, которая значительно повлияла на его последующую работу; он также уделял больше времени теоретической деятельности.
Его пребывание в Дрездене официально закончилось в 1616 году, но в 1617 он снова был там для организации торжественной музыки к визиту императора и празднованию столетия Реформации. С 1614 года он также был капельмейстером при управляющем епископством Магдебурга. На Пасху 1616 года он работал в Галле, а в 1617 году создал придворную капеллу графов Шварцбурга в Зондерхаузене и вновь находился при ландграфе Морице Гессенском в Касселе, для празднования крещения, написав Concertgesang (Концертное песнопение).
В 1618 году его вызвали вместе с Шютцем и Шайтом в Мадгебургский собор для реорганизации музыки, и известно, что он посетил Лейпциг, Нюрнберг и Байройт в 1619 году. Эффективность придворной капеллы Вольфенбюттеля снизилась из-за частого отсутствия Преториуса. После возвращения он продолжал страдать от болезни, вероятно, вызванной переутомлением, и в 1620 году его не переназначили. Он был приором монастыря в Рингельхайме с 1614 года и продолжал получать доход от этой должности.
Преториус оставил значительное состояние, большую часть которого планировалось использовать для учреждения фонда помощи бедным. Как сын и внук теологов, он оставался убежденным христианином всю жизнь; по словам его похоронной проповеди, он «часто сожалел, что никогда не принимал священный сан». Это подтверждается названиями ряда его теологических трактатов, все из которых утрачены. Его инициалы M.P.C. (= Michael Praetorius Creuzburgensis) также означали для него «Mihi Patria Coelum» (Родина для меня — Небо).
Наиболее впечатляющими аспектами творчества Преториуса являются его огромная творческая энергия и, учитывая относительно короткую жизнь, потрясающий объём созданных произведений. Для полного перечисления уже написанных и только запланированных им произведений он занял 28 страниц в Syntagma musicum (iii, 199–226). Позже у него были более амбициозные планы, многие из которых так и не были реализованы. Некоторые его произведения утрачены. Четвёртая часть Polyhymnia (Полиимния) к столетию Реформации в 1617 году, вероятно, существовала в рукописи. Среди светских произведений сохранилась лишь одна коллекция инструментальных французских танцев — Terpsichore (Терпсихора, 1612), хотя согласно Syntagma musicum (iii, 220–221) он планировал её в восьми частях, некоторые вокальные, некоторые инструментальные, и отмечал, что они «почти готовы, но ещё не напечатаны».
Особенностью его творчества является систематический подход к работе: глубокое понимание текста и всестороннее внимание к практическому применению. Всё это сочеталось с тягой к сбору материалов и чувством педагогической ответственности. Такой метод объясняет, почему его музыка почти без исключения публиковалась личными тиражами, многие из которых он издавал сам, иногда создавая для этого специальный рабочий кабинет.
Несмотря на стремление к универсальности, в своей духовной музыке Преториус ограничивался произведениями — более 1000 штук — основанными на протестантских гимнах и, в меньшей степени, на латинской литургии лютеранского богослужения его времени. Единственными исключениями из опубликованных работ являются Motectae et psalmi (Мотеты и псалмы) и Polyhymnia exercitatrix (Полиимния-упражняющая, 1619–1620), основанные преимущественно на текстах псалмов, а также несколько других произведений.
Даже в ограниченном круге гимнических произведений он работал на масштабной основе, собирая множество текстов гимнов и их мелодий (часто в разных вариантах по провинциям). Части iv–viii Musae Sioniae (Музы Сиона) представляют особую ценность для гимнологии, ещё недостаточно изученную. Его произведения важны и для изучения литургической практики того времени, например, интерполяции немецких песен Laudes (Лауды) в латинский Magnificat на Рождество и Пасху (Megalynodia Sionia, 1611).
Преториус также стал вершиной в истории протестантской церковной музыки alternatim (поочередное исполнение), давая новые указания от произведения к произведению, наиболее полно в «Introductio pro cantore» в Urania (1613). Особенностью здесь является включение конгрегационного гимна или хорала в многоголосное произведение, заимствованное им после визитов в Кассель в 1605 и 1609 годах.
По мнению Блюме, церковную музыку Преториуса и его теоретические труды можно разделить на пять периодов, частично перекрывающихся. Первый включает Motectae et psalmi (Мотеты и псалмы) и Megalynodia Sionia (Величальные гимны Сиона), созданные в Регенсбурге в 1602 году. Второй период — девять частей Musae Sioniae (Музы Сиона), третий — латинские литургические произведения Missodia Sionia (Миссодия Сиона), Hymnodia Sionia (Гимнодия Сиона) и Eulogodia Sionia (Эвлогодия Сиона, все 1611), а также Urania (Урания) и Kleine und Grosse Litaney (Малые и Большие Литании, 1613), связанные с Musae Sioniae. Четвёртый период — работа над Syntagma musicum (Синтагма музыкум), а пятый — Puericinium (Детские песни), две части Polyhymnia (Полиимния) и Psalm cxvi (Псалом 116, 1623/14).
Megalynodia Sionia (Величальные гимны Сиона) содержит пародии, основанные в основном на мадригалях Лассу и Маренцио, и, вероятно, является ученической работой. В Motectae et psalmi (Мотеты и псалмы) Преториус пополняет репертуар латинского мотета, не стремясь к индивидуальности; более характерной чертой является заимствование произведений других композиторов, таких как Айхингер, Хасслер и Палестрина, что встречается и в поздних работах.
Во втором периоде в девяти частях Musae Sioniae (Музы Сиона) видны как минимум два этапа его развития. Части i–iv состоят в основном из восьмиголосых произведений для двух хоров (часть ii включает пять двенадцатиголосых произведений, часть iii — два девяти- и три двенадцатиголосых), с выбором гимнов почти случайным. В части v Преториус начал систематически обрабатывать репертуар немецких гимнов для обычных служб (утреня, мессa, вечерня) и для церковного года, аранжируя их для двух-семи голосов, некоторые в мотетном стиле.
Части vi–viii почти полностью состоят из простых гомофонных обработок: в vi — гимны церковного года; в vii — катехизические, покаянные, причастные гимны и гимны «христианской жизни»; в viii — гимны Креста, утешения, смерти и Tischlieder (Столовые песни). Часть ix снова представляет ядро лютеранского репертуара, преимущественно для двух-трёх голосов.
По сравнению с имитационными четырёхголосыми произведениями Мельхиора Франка (1602) и Хасслера (1607), восьмиголосые мотеты частей i–iv менее линейны, с частыми диалогами между короткими гомофонными фразами, что делает их более выразительными для текста. В протестантских мотетах около 1600 года гимновые мелодии появляются во всех голосах.
В произведениях для двух-четырёх голосов Преториус также выделяется среди современников привлекательностью музыки, чему свидетельствует его знаменитая четырёхголосая обработка колядки Es ist ein Ros entsprungen (Розочка взошла).
Три сборника третьего периода, основанные на латинской литургии, в целом похожи на Musae Sioniae (Музы Сиона), особенно часть ix, однако музыкальный характер заимствованного материала усилил у него чувство старых стилистических элементов XVI века, особенно голландской полифонии. Например, в Hymnodia Sionia (Гимнодия Сиона) каноническая техника занимает исключительную роль. Произведения третьего периода гармонически ориентированы и не архаичны. Hymnodia Sionia включает четыре органные обработки, где cantus firmus (фиксированная мелодия) представлен в длительных нотах в басу.
Хотя Преториус всю жизнь был активен как органист, эти произведения вместе с четырьмя другими органными хоралами в конце части vii Musae Sioniae были его единственным вкладом, но важным, в историю раннего немецкого органного хорала. Urania (Урания) состоит из гимнов для двух-четырёх хоров с cantus firmus в верхнем голосе, чтобы конгрегация могла участвовать в любой момент. Аналогичная обработка встречается в большинстве произведений из тома литаний и в Epithalamium (Эпиталамий) для герцога Фридриха Ульриха (1614).
Последние два периода работы Преториуса демонстрируют новые развития. После смерти герцога Генриха Юлиуса он провёл сознательную переориентацию: более систематически вводится continuo (бас-партия), элементы новейшей итальянской вокальной музыки, часто указываются как базовая линия, так и украшенная версия. Появились другие элементы: мощный звук из 16 и более голосов, контраст tutti и concertato, активное использование эффектов эха, умелое введение инструментальных риторнелло.
Эта насыщенность придаёт его поздним произведениям особую глубину. Polyhymnia caduceatrix (Полиимния-вестница), где Преториус использует все возможности раннебарочной хоровой музыки, выглядит смелее, чем Psalmen Davids (Псалмы Давида, 1619) Шютца, и является лучшей протестантской аналогией Vespers (Вечерня, 1610) Монтеверди. Тем не менее, фундаментального разрыва в развитии не произошло: он по-прежнему сосредоточен на гимнах. Его последнее произведение, пятиголосая обработка Psalm cxvi (Псалом 116, 1623/14), написанное как «прощание с собой» перед смертью, демонстрирует почти все новые достижения, за исключением continuo, по просьбе редактора.
Синтагма музыкум (Syntagma musicum, Синтагма музыкум) также относится к последним годам жизни Преториуса. Три опубликованные части (четвёртая должна была содержать инструкции по композиции) демонстрируют типичную для него тенденцию — энциклопедический, систематический подход к теории и практике музыки.
Первый том посвящён религиозной музыке, её принципам и литургическим составляющим. Его ценность заключается в богатстве цитат из разных эпох. Особенно важна уникальная и полная информация от Иоганна Вальтера о его сотрудничестве с Лютером и музыкальных реформах, к которым стремился Лютер.
Во втором томе, De organographia (О органографии), Преториус предоставляет подробную информацию о музыкальных инструментах своего времени в сочетании с иллюстрированным разделом Theatrum instrumentorum (Театр инструментов, издавался отдельно), уделяя особое внимание органу.
Третий том представляет собой словарь, рассматривающий современные музыкальные формы, с подробным анализом технических аспектов, таких как запись, пропорции, сольмизация, транспозиция и многоголосное хоровое письмо.
Значение Syntagma musicum (Синтагма музыкум) заключается не столько во влиянии на последующее поколение композиторов (из-за новых тенденций начала XVII века, в частности появления continuo), сколько в высокой документальной ценности. Он отражает необычайное разнообразие инструментовки раннего барокко, многочисленные семейства инструментов и выдающуюся роль органа, а следовательно, огромную палитру тембров при исполнении полифонической и alternatim музыки, достигшей своего апогея в Германии в годы жизни Преториуса.
При общей оценке жизни и творчества Преториуса следует учитывать, что он в значительной степени был самоучкой, хотя его исключительная эффективность и самодисциплина компенсировали недостатки образования.
Долгое время спорная теза о том, что его творчество носило более ретроспективный, чем прогрессивный характер, опровергается внимательным изучением произведений последних лет жизни, когда он сочетал приверженность наследию Реформации с высокой восприимчивостью к современным изменениям музыкального стиля.
Характер Преториуса невозможно понять, не видя в нём сначала академически образованного лютеранского кантора с выраженными теологическими наклонностями. Центральная связь его жизни и творчества с божественным служением, особенно с гимном, является фундаментальной, как и его стремление к универсальности, включающей все аспекты музыки в его идеи и практику.
Игра слов в предисловии к Polyhymnia caduceatrix (Полиимния-вестница), где «Concio» (хорошая проповедь) должна включать также «Cantio» («хорошую музыку и пение» с широким использованием инструментов), фактически является его манифестом. Он рассматривал себя как посредника традиции лютеранской церковной музыки, во многом благодаря воспитанию в Торгау: включение в начале Musae Sioniae (Музы Сиона) перевода Вальтера «Encomion musices» Лютера в форме, которую сам Преториус, вероятно, исправил; включение ряда произведений Вальтера в части v и vii Musae Sioniae и публикация собственных слов Вальтера в Leiturgodia Sionia latina (Латинская литургия Сиона, 1612) и в Syntagma musicum, i, свидетельствуют об этом.
Преториус также развил теологическое понимание музыки, кульминирующее в эсхатологической концепции небесного хора (ср. Lob und Preis der löblichen Kunst Musica, 1538 Вальтера), утверждая в «Commefactio» Urania (Урания) со ссылкой на Исаию: «Musica per Choros Caelestia canens … потому что искусство хорового пения — это истинно правильный, небесный путь создания музыки».
В теоретических основах, практических целях и воплощении через композицию работы Преториуса демонстрируют необычайную степень целостности в период значительных изменений музыкальной истории.
Издания:
Печатные произведения публиковались в Вольфенбюттеле, если не указано иное.
Сакральная вокальная музыка
Печатные произведения без титульного листа, места или даты
Другие немецкие и латинские произведения
Инструментальная музыка
Труды
Для других работ, утраченных или только запланированных, см. B xx
Издания других авторов с участием Преториуса
Ноты сочинений Михаэля Преториуса на сайте библиотеки IMSLP