Преториус II, Якоб
1586 - 1651

Назад

Praetorius II, Jacob

  • Дата рождения: 8 февраля 1586 года
  • Место рождения: Гамбург
  • Дата смерти: 21 или 22 октября 1651 года
  • Место смерти: Гамбург

Биография

Якоб Преториус (II) — немецкий композитор, органист и педагог, второй сын Иеронимуса Преториуса. Он обучался игре на органе в Амстердаме у Яна Петерсона Свелинка, который в 1608 году написал мотет по случаю его свадьбы.

С 1603 года и до конца своей жизни Преториус занимал должность органиста в гамбургской церкви Святого Петра (Petrikirche). Современники особенно ценили его как выдающегося органного педагога. Среди его учеников был Бэрендт Петри, который в 1609–1611 годах составил знаменитую Висбийскую табулатуру (Visby Tabulatur), включающую сочинения Преториуса и его отца. Наиболее известным учеником Якоба Преториуса стал Маттиас Векман, обучавшийся у него в 1633–1636 годах.

Творчество

Преториус оставил значительный вклад как в органной, так и в вокальной музыке. Он написал 19 четырёхголосных хоральных обработок для Melodeyen Gesangbuch (1604), а также десять песнопений с бассо континуо на духовные стихи Иоганна Риста (1651). Три его духовных мотета были опубликованы во втором издании Opus musicum его отца.

Особое место занимают его свадебные мотеты. Большинство оригинальных печатных изданий было уничтожено во время Второй мировой войны, однако музыка шести из них сохранилась в транскрипциях Роберта Айтнера и Густава Фока. Эти мотеты демонстрируют близость к стилю его отца, использование двойного хора, элементы итальянского мадригала и высокий уровень контрапунктической техники.

Его органные произведения требуют больших инструментов и часто указывают использование двух или трёх мануалов с педалью. Три прелюдии Преториуса являются ранними образцами прелюдий и фуг: вступительная часть на полном органе сменяется строгим четырёхголосным имитационным разделом с мотивным развитием и кадансовыми оборотами. В трёх обработках Magnificat из Клаушольмской табулатуры он использовал приёмы из органных версий своего отца, сохранившихся в Висбийской табулатуре.

Особенно выделяется обработка хорала Durch Adams Fall ist ganz verderbt («Через грех Адама весь мир погиб»), хотя она сохранилась не полностью. Благодаря своей масштабности, мотивическому взаимодействию, виртуозным пассажам и контрастам фактуры и ритма это произведение приближается к жанру хоральной фантазии и предвосхищает дальнейшее развитие немецкой органной школы.

Произведения

Вокальная музыка

  • 19 четырёхголосных хоральных обработок для Melodeyen Gesangbuch (1604).
  • 10 духовных песнопений с бассо континуо на стихи Иоганна Риста, Neuer Himmlischer Lieder Sonderbahres Buch (1651).
  • Духовные мотеты: Gaudete omnes (Радуйтесь все, 6 голосов), Surge propera (Встань, поспеши, 5 голосов), Veni in hortum meum (Приди в мой сад, 8 голосов), In te, Domine speravi (На Тебя, Господи, уповал я, канон, 6 голосов).
  • Свадебные мотеты (частично утраченные, сохранившиеся в транскрипциях): Quam pulchra es (Как ты прекрасна, 5 голосов, 1606), Surge propera (1611), Vidi speciosam (Я видел прекраснейшую, 8 голосов, 1615), Sponse musarum (Жених муз, 6 голосов, 1617), Forti animo esto (Будь мужественным, 8 голосов, 1619), Quis novus hic oritur (Кто новый здесь рождается, 6 голосов, 1627), Indica mihi (Скажи мне, 6 голосов, 1635).
  • Немецкий духовный концерт Ich freue mich im Herrn (Радуюсь я в Господе, 2 голоса с бассо континуо, 1640, утрачен).
  • Светские пьесы: Qui habitas in hortis (Ты живущий в садах, для голоса с бассо континуо), Viva la bella musica (Да здравствует прекрасная музыка, канон, 4 голоса, 1614, утрачен).

Органные произведения

  • Хоральные обработки: Christum wir sollen loben schon (Христа мы должны славить), Durch Adams Fall ist ganz verderbt (Через грех Адама весь мир погиб, неполная), Grates nunc omnes (Благодарим все ныне), Herr Gott dich loben wir (Господи Боже, мы Тебя славим, 1636), Vater unser im Himmelreich (Отче наш, сущий на небесах), Von allen Menschen abgewandt (От всех людей отрешённый), Was kan uns komen an für Noth (Какая нужда может к нам прийти).
  • Шесть обработок Magnificat, включая Magnificat germanicae.
  • Три прелюдии (до, ре и фа мажор).

Значение

Якоб Преториус (II) является одной из ключевых фигур северонемецкой органной школы. Его органные произведения отличаются богатой фактурой, контрапунктическим мастерством и смелыми гармоническими решениями. Сочетая традиции своего отца и влияние Свелинка с собственными инновациями, он стал связующим звеном между старшим поколением немецких композиторов и мастерами высокого барокко, такими как Маттиас Векман и Дитерих Букстехуде.

Ноты сочинений Якоба Преториуса II на сайте библиотеки IMSLP