Преториус, Иеронимус
1560 - 1629

Назад

Praetorius, Hieronymus

  • Дата рождения: 10 августа 1560 года
  • Место рождения: Гамбург
  • Дата смерти: 27 января 1629 года
  • Место смерти: Гамбург

Биография

Иеронимус Преториус был немецким композитором, органистом, копиистом и музыкальным редактором, сыном Якоба Преториуса (I). Первые уроки игры на органе он получил от своего отца. В 1573 году обучался в Гамбурге у Хинриха тор Молена, а с 1574 по 1576 годы занимался в Кёльне у Альбинуса Валрана.

Свою первую должность Преториус получил в Эрфурте, где с 1580 по 1582 годы был органистом. Затем вернулся в Гамбург и стал помощником органиста своего отца в церкви Святого Иакова (Jacobikirche) и часовне Святой Гертруды. После смерти отца в 1586 году занял пост первого органиста и оставался на этой должности до конца жизни.

В 1596 году участвовал в знаменитом экзамене органистов в Грёнигене, где присутствовали Ганс Лео Хаслер и Михаэль Преториус; это, вероятно, было его единственным личным контактом с другими мастерами полихорального стиля.

Из его четырёх сыновей трое стали музыкантами: двое из них — Якоб Преториус (II) и Иоганн Преториус — получили известность, а третий, Михаэль, опубликовал в 1619 году в Гамбурге свадебный мотет и умер, вероятно, в Антверпене около 1624 года.

Творчество

Между 1616 и 1625 годами в Гамбурге был опубликован пятитомный сборник его сочинений, включающий мессы, мотеты и вокальные обработки Magnificat. Некоторые тома выходили также отдельными изданиями.

Все его мессы написаны в технике пародийной мессы: четыре из них основаны на собственных мотетах Преториуса, две — на произведениях Якоба Мейланда и Стефано Фелиса. Его 102 мотета охватывают главным образом тексты псалмов и антифонов, но среди них есть и свадебные мотеты на нелитургические латинские тексты. Шесть мотетов написаны на немецкие тексты, два из них используют традиционные хоральные мелодии (Ein Kindelein so löbelich — «Младенец столь славный» и Herr Gott dich loben wir — «Господи Боже, мы Тебя славим»).

Особую значимость имеют 50 полихоральных мотетов для 8–20 голосов, которые относятся к числу первых произведений, вдохновлённых венецианской школой, опубликованных в Северной Германии. Они отличаются богатством фактуры, выразительным контрастом текстур и ритмов, а также широким диапазоном голосов — нередко более трёх октав. Эти произведения сближают Преториуса с Хаслером, но придают тексту большую эмоциональную выразительность.

Его девять восьмиголосных обработок Magnificat (по одному на каждый церковный тон и дополнительное в пятом тоне) представляют музыку для чётных стихов, в которых применялись имитационные приёмы, выведенные из формул тонов. Второе Magnificat в пятом тоне завершается обработками рождественских песнопений Joseph, lieber Joseph mein («Иосиф, милый Иосиф, мой») и In dulci jubilo («В сладостном ликовании»).

В 1587 году Преториус составил и переписал сборник немецкой и латинской литургической музыки для церквей Гамбурга, который, вероятно, послужил образцом для издания Франца Элера Cantica sacra (1588). В 1604 году он стал главным редактором Melodeyen Gesangbuch («Книга песнопений»), включившего 88 четырёхголосных хоральных обработок, в том числе 21 собственную. Это издание стало первым немецким сборником, где специально предусматривалось органное сопровождение общинного пения.

Органное творчество

Несомненно принадлежат Преториусу восемь обработок Magnificat в Висбийской табулатуре (составлены к 1611 году), дополнительное Magnificat в первой тональности в Клаусталь-Целлерфельдской табулатуре и две хоральные обработки. Эти произведения отличаются насыщенной фактурой, полифоническим развитием и предназначались для большого органа с педалью. На основании стиля исследователи относят к нему и многие анонимные органные пьесы в Висбийской табулатуре. Если это так, Преториус должен рассматриваться как основатель северонемецкой органной школы XVII века и наряду с Михаэлем Преториусом — крупнейший композитор Северной Германии начала XVII века.

Произведения

  • Liber missarum (Книга месс), 1616–1624.
  • Canticum Beatae Mariae Virginis seu Magnificat (Песнь Пресвятой Девы Марии, или Magnificat), 1602–1622.
  • Cantiones sacrae de festis praecipuis totius anni (Священные песни на главные праздники всего года), 1599.
  • Cantiones variae (Различные песни), 1618.
  • Cantiones novae officiosae (Новые торжественные песни), 1618–1625.
  • Мотеты: Cantate Domino («Пойте Господу»), Decantabat populus Israel («Народ Израиля воспевал»), Ein Kindelein so löbelich («Младенец столь славный»), Herr Gott dich loben wir («Господи Боже, мы Тебя славим»), Ecce dies celebris («Вот наступил праздничный день»), Gaudete omnes («Радуйтесь все»), Tota pulchra es («Ты вся прекрасна») и многие другие.
  • Хоральные обработки и органные произведения: Christ unser Herr zum Jordan kam («Христос, наш Господь, пришёл к Иордану»), Wenn mein Stündlein vorhanden ist («Когда придёт мой час»), восемь обработок Magnificat (1611), Magnificat в первой тональности, а также многочисленные анонимные органные пьесы, приписываемые Преториусу.
  • Melodeyen Gesangbuch («Книга песнопений»), 1604 — сборник хоралов, включающий 21 обработку Преториуса.

Значение

Иеронимус Преториус был одним из ведущих представителей раннего северонемецкого барокко. Его полихоральные мотеты, сочетающие итальянские влияния с немецкой традицией, стали важной вехой в развитии духовной музыки Германии. Как органист и композитор он оказал большое влияние на становление северонемецкой органной школы, предвосхитив развитие, которое получило у Генриха Шейдеманна и его последователей.

Ноты сочинений Иеронимуса Преториуса на сайте библиотеки IMSLP