Преториус, Иеронимус
1560 - 1629
Назад
Praetorius, Hieronymus

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иеронимус Преториус был немецким композитором, органистом, копиистом и музыкальным редактором, сыном Якоба Преториуса (I). Первые уроки игры на органе он получил от своего отца. В 1573 году обучался в Гамбурге у Хинриха тор Молена, а с 1574 по 1576 годы занимался в Кёльне у Альбинуса Валрана.
Свою первую должность Преториус получил в Эрфурте, где с 1580 по 1582 годы был органистом. Затем вернулся в Гамбург и стал помощником органиста своего отца в церкви Святого Иакова (Jacobikirche) и часовне Святой Гертруды. После смерти отца в 1586 году занял пост первого органиста и оставался на этой должности до конца жизни.
В 1596 году участвовал в знаменитом экзамене органистов в Грёнигене, где присутствовали Ганс Лео Хаслер и Михаэль Преториус; это, вероятно, было его единственным личным контактом с другими мастерами полихорального стиля.
Из его четырёх сыновей трое стали музыкантами: двое из них — Якоб Преториус (II) и Иоганн Преториус — получили известность, а третий, Михаэль, опубликовал в 1619 году в Гамбурге свадебный мотет и умер, вероятно, в Антверпене около 1624 года.
Между 1616 и 1625 годами в Гамбурге был опубликован пятитомный сборник его сочинений, включающий мессы, мотеты и вокальные обработки Magnificat. Некоторые тома выходили также отдельными изданиями.
Все его мессы написаны в технике пародийной мессы: четыре из них основаны на собственных мотетах Преториуса, две — на произведениях Якоба Мейланда и Стефано Фелиса. Его 102 мотета охватывают главным образом тексты псалмов и антифонов, но среди них есть и свадебные мотеты на нелитургические латинские тексты. Шесть мотетов написаны на немецкие тексты, два из них используют традиционные хоральные мелодии (Ein Kindelein so löbelich — «Младенец столь славный» и Herr Gott dich loben wir — «Господи Боже, мы Тебя славим»).
Особую значимость имеют 50 полихоральных мотетов для 8–20 голосов, которые относятся к числу первых произведений, вдохновлённых венецианской школой, опубликованных в Северной Германии. Они отличаются богатством фактуры, выразительным контрастом текстур и ритмов, а также широким диапазоном голосов — нередко более трёх октав. Эти произведения сближают Преториуса с Хаслером, но придают тексту большую эмоциональную выразительность.
Его девять восьмиголосных обработок Magnificat (по одному на каждый церковный тон и дополнительное в пятом тоне) представляют музыку для чётных стихов, в которых применялись имитационные приёмы, выведенные из формул тонов. Второе Magnificat в пятом тоне завершается обработками рождественских песнопений Joseph, lieber Joseph mein («Иосиф, милый Иосиф, мой») и In dulci jubilo («В сладостном ликовании»).
В 1587 году Преториус составил и переписал сборник немецкой и латинской литургической музыки для церквей Гамбурга, который, вероятно, послужил образцом для издания Франца Элера Cantica sacra (1588). В 1604 году он стал главным редактором Melodeyen Gesangbuch («Книга песнопений»), включившего 88 четырёхголосных хоральных обработок, в том числе 21 собственную. Это издание стало первым немецким сборником, где специально предусматривалось органное сопровождение общинного пения.
Несомненно принадлежат Преториусу восемь обработок Magnificat в Висбийской табулатуре (составлены к 1611 году), дополнительное Magnificat в первой тональности в Клаусталь-Целлерфельдской табулатуре и две хоральные обработки. Эти произведения отличаются насыщенной фактурой, полифоническим развитием и предназначались для большого органа с педалью. На основании стиля исследователи относят к нему и многие анонимные органные пьесы в Висбийской табулатуре. Если это так, Преториус должен рассматриваться как основатель северонемецкой органной школы XVII века и наряду с Михаэлем Преториусом — крупнейший композитор Северной Германии начала XVII века.
Иеронимус Преториус был одним из ведущих представителей раннего северонемецкого барокко. Его полихоральные мотеты, сочетающие итальянские влияния с немецкой традицией, стали важной вехой в развитии духовной музыки Германии. Как органист и композитор он оказал большое влияние на становление северонемецкой органной школы, предвосхитив развитие, которое получило у Генриха Шейдеманна и его последователей.
Ноты сочинений Иеронимуса Преториуса на сайте библиотеки IMSLP