Преториус, Бартоломеус
1590 - 1623

Назад

Praetorius, Bartholomaeus

  • Дата рождения: около 1590
  • Место рождения: Мариенбург (ныне Мальборк, Польша)
  • Дата смерти: 1623
  • Место смерти: Стокгольм (похоронен 3 августа 1623)

Биография

Бартоломеус Преториус — немецкий композитор и корнетист, частично проживавший в Швеции. В июне 1608 года он поступил в Кёнигсбергский университет. С 1613 по 1620 год он служил корнетистом при дворе курфюрста Иоганна Сигизмунда Бранденбургского. В 1620 году Преториус переехал в Стокгольм, чтобы возглавить новую королевскую капеллу, сформированную Густавом II Адольфом из немецких музыкантов к моменту своей свадьбы.

Творчество

Единственная известная коллекция музыки Преториуса — это пятиголосный сборник Newe liebliche Paduanen und Galliarden (Новые приятные падуанны и галлиарды, Берлин, 1616). Один из партийных томов утрачены, однако две танцевальные партии напечатаны полностью в издании Sachs. Название и предисловие сборника были смоделированы по аналогии с изданием Уильяма Брейда Newe ausserlesene Paduanen und Galliarden (1614). Коллекция содержит 26 танцев, каждый из которых состоит из трёх частей; танцы сгруппированы парами, в каждой паре танцы имеют одинаковую тональность и образуют своеобразную сюиту.

Кроме того, Преториус оставил шесть танцев в издании Давида Оберндёрффера Allegrezza musicale (1620). Сохранились также четырёхголосная «фуга» (на самом деле канон) в Hymnus sacra Томаса Розы (1617) и полихоровая мотетная композиция шведского периода (частично). Четырёхголосная свадебная песня, опубликованная в Кёнигсберге в 1617 году, утрачена.

Произведения

  • Newe liebliche Paduanen und Galliarden (Новые приятные падуанны и галлиарды, 5 голосов, Берлин, 1616)
  • 6 танцев в Allegrezza musicale (1620)
  • Четырёхголосная «фуга»/канон в Hymnus sacra (1617)
  • Полихоровая мотетная композиция шведского периода
  • Четырёхголосная свадебная песня (Кёнигсберг, 1617, утрачена)

Музыка Преториуса характеризуется сочетанием северогерманской полифонии с танцевальными формами, при этом структура его падуанн и галлиардов демонстрирует ранние черты сюиты, что было редкостью для германской инструментальной музыки начала XVII века.

Ноты сочинений Бартоломеуса Преториуса на сайте библиотеки IMSLP