Прадас Гальен, Хосе
1689 - 1757
Назад
Pradas Gallén, José

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Испанский композитор. В 1700 году был певчим в соборе Валенсии, когда Антонио Теодоро Ортельс занимал должность капельмейстера, а Хуан Баутиста Кабанильес был первым органистом. В 1712 году Прадас стал капельмейстером приходской церкви в Альхемеси, а в июне 1717 года занял аналогичный пост в церкви Санта-Мария в Кастельон-де-ла-Плана. 2 марта 1728 года он был назначен капельмейстером Валенсийского собора, причём без обычного конкурсного отбора. 22 февраля 1757 года вышел в отставку и вернулся в родной город, где вскоре умер.
Долгое служение Прадаса в Валенсии совпало с серьёзными изменениями в музыкальной жизни города: создавались новые музыкальные институты, в том числе объединение трёх приходских капелл, активность которых возрастала; военные оркестры вводили новые инструменты (например, охотничьи рога) и соответствующий репертуар; под руководством неаполитанца Франческо Коррадине состоялись первые оперные постановки. Благодаря управленческим способностям и высокому композиторскому мастерству Прадаса капелла собора успешно справлялась с этими изменениями. В 1755 году именно он руководил оркестром, составленным из профессиональных музыкантов различных городских учреждений, на торжествах в честь трёхсотлетия канонизации святого Винсента Феррера.
В творчестве Прадаса отразились как испанские традиции, так и новые европейские влияния. В его виллансико стандартным стало чередование речитатива и арии (введённых в Валенсии его предшественником Педро Рабассой в 1714 году), которые помещались в конце произведения, после традиционного introducción, estribillo и coplas, и перед финальным повторением estribillo. В латинской и испаноязычной духовной музыке он активно использовал концертатные приёмы, сочетая струнные инструменты с валторнами, гобоями, трубами, флейтами и литаврами. Музыка Прадаса часто строилась на контрасте полихоральных эпизодов (от двух до трёх хоров, 6–12 голосов) и сольного пения или различных инструментальных групп. При этом традиционно испанская основа его стиля сочеталась с оперной вокальной виртуозностью и более самостоятельным инструментальным письмом, что приближало его к общеевропейским тенденциям середины XVIII века.
Сохранилось большинство сочинений Прадаса, среди которых:
Современные транскрипции Хоакина Пьедры включают 86 латинских сочинений (все мессы) и 266 произведений на испанском языке; они хранятся в Муниципальной библиотеке Валенсии.