Потхольт, Якоб
1720 - 1782
Назад
Potholt, Jacob

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Якоб Потхольт был нидерландским композитором, органистом и карильонщиком. Согласно сведениям Чарльза Берни, он потерял зрение в возрасте семи лет из-за оспы. Впоследствии Потхольт стал учеником амстердамских органистов Г.Ф. Витфогеля и Йоханнеса Ульхорна (1697–1742) (Оуде-Керк, главная кальвинистская церковь), а также П.А. Локателли, чьи концерты он посещал.
В 1741 году Потхольт стал органистом церкви Святого Иакова в Гааге, а в 1743 году вернулся в Амстердам, чтобы занять пост органиста Вестерkerk и карильонщика Ратуши (ныне Королевский дворец на Дамской площади). В 1766 году он покинул Вестерkerk, чтобы сменить Хурлебуша на посту органиста Оуде-Керк, что сопровождалось повышением дохода и статуса.
Берни высоко оценивал игру Потхольта как на органе, так и на карильоне. Он упомянул два музыкальных мотива, которые продиктовал Потхольту, и на которых тот исполнял импровизированные фуги.
Единственные известные сочинения Потхольта — это его обработки органного сопровождения всех генуэзских псалмов, исполняемых приходом в Голландской реформатской церкви, под названием De muzyk van de CL psalmen benevens de lofzangen (Музыка 150 псалмов вместе с гимнами) (Амстердам, 1777). Эти обработки появились в связи с «новым способом пения псалмов», введённым в Нидерландах после выхода новой версии рифмованных метрических псалмов в 1773 году. Каждый стих предваряется короткой прелюдией, после каждой строки следует небольшой интерлюд, начальные и конечные ноты каждой строки — целые ноты, остальные — половинные. Потхольт транспонировал мелодии, украшал их и снабжал их фигурами для баса. За исключением прелюдий, такой способ исполнения органного сопровождения псалмов стал нормой в XIX веке.
В 1748 году Потхольт передал некоторые рукописные симфонии, часть из которых, возможно, написал сам, коллегиуму музыки в Утрехте, где они сохранились в библиотеке Letteren-Bibliotheek.