Посс, Георг
1570 - 1633

Назад

Poss, Georg

  • Дата рождения: около 1570 года
  • Место рождения: Франкония, Германия
  • Дата смерти: после 1633 года
  • Место смерти: Ротвальтерсдорф (ныне Червенчице, Польша)

Биография

Георг Посс был немецким композитором, трубачем и корнетистом, посвятившим всю жизнь службе Габсбургам. Вероятно, свою карьеру он начал как хорист. В 1594 году он упоминается как трубач при дворе эрцгерцога Максимилиана, который, будучи магистром Католического Тевтонского ордена в Мергентхайме, Франкония, содержал капеллу под управлением Эгидия Бассенгиуса и отправил Посса в Венецию для трёхлетнего обучения музыке.

После этого Посс поступил на службу к эрцгерцогу Фердинанду в Граце при содействии капельмейстера двора П.А. Бьянко и в течение 21 года строил примерную карьеру как корнетист, первый придворный трубач, композитор и преподаватель. В 1618 году он стал капельмейстером при дворе эрцгерцога Карла, епископа Бризена и Бреслау и брата эрцгерцога Фердинанда, в Нейссе, Силезия. Он занимал эту должность четыре года, после чего его сменил Стефано Бернарди в 1622 году.

Посс был хорошо вознаграждён за свои заслуги и упоминается в архивах венского двора в 1629 и 1633 годах как «бывший капельмейстер эрцгерцога Карла». Он был одним из композиторов, наряду с Аннибалом Перини, Франческо Стивори и Алессандро Тадеем, которые перенесли стиль Джованни Габриели и других венецианцев в Австрию.

Творчество

Всё сохранившееся творчество Посса носит сакральный характер и в основном полихоровое. Его пародийные мессы, девять из которых были опубликованы в Liber primus missarum (1607), основаны на произведениях Аннибале Падовано, Джованни Ферретти, Маренцио, П.А. Бьянко, Г.Б. Боскетти, Руджеро Джованнелли, Орацио Векки, Костанцо Порта и Джованни Габриели. Выбор произведений для пародирования определялся репертуаром капеллы Граца.

Техника пародии Посса напоминает Палестрино, позволяя широко использовать ассонанс и аллитерацию между текстами оригинала и мессой. Две обработки Псалма 1 для солистов, хора и инструментов особенно демонстрируют сходство с инструментальными партиями во втором сборнике Symphoniae sacrae Габриели (1615). Два мотета, опубликованные в 1615 году, не являются современными по стилю, но демонстрируют прочную композиционную технику, гармоническую логику и убедительные формальные структуры.

Произведения

  • Liber primus missarum (Первый сборник месс), 6, 8 голосов (Грац, 1607)
  • Orpheus mixtus, liber primus (Орфей смешанный, первый сборник), 8–16 голосов (Грац, 1607) (мотеты)
  • 2 мотета, 2 и 4 голоса с basso continuo, 1615–1613
  • 2 мессы, 13 и 16 голосов; Missa ‘Hoc tegitur’ (Месса «Скрытое»), 17 голосов; Missa ‘In ecco’ (Месса «Вот»), 26 голосов; Crux fidelis (Крест верный), 4 голоса; 2 Magnificat, 12 и 18 голосов; 2 Miserere, 6 и 8 голосов
  • Lamentationes (Плач), 12 голосов; Miserere (Помилуй), 20 голосов, утрачен