Портер, Уолтер
1587 - 1659
Назад

Уолтер Портер (Walter Porter) - английский композитор, лютнист и тенор
- Родился между 1587 и 1595 годами.
- Погребён 30 ноября 1659 г. - Лондон.
Энтони Вуд заявил, что он был сыном Генри Портера (магистр искусств Крайст-Черч, Оксфорд), хотя неясно, тот ли это Генри Портер, который был включен в список "Лютнист и другие" на похоронах королевы Елизаветы I и среди слуг короля Якова I (1603-1617). Сомнения относительно даты его рождения возникают из-за двух противоречащих друг другу свидетельств. В петиции, адресованной директору Вестминстерской школы, датированной последними годами его жизни (вероятно, 1658), он описывает себя как "70–летнего человека, в возрасте двадцати с лишним лет его силы и способности ослабли", тогда как в свидетельстве о браке, датированном 1630 годом, которое, на самом деле, может и не относиться к этому Уолтеру. Его голос, должно быть, сломался между 1603 годом, когда он был певчим Вестминстерского аббатства на похоронах Елизаветы I, и 1612 годом, когда 15 февраля он пел тенором в опере Джорджа Чепмена "Миддл Темпл" и "Линкольнс Инн маскарад". Возможно, более вероятно, что эти два события произошли, когда ему было 16 и 25 лет соответственно, чем когда ему было 8 и 17 лет. 5 января 1616 года Портеру было обещано следующее место тенора среди джентльменов Королевской капеллы, и 1 февраля 1617 года он был приведен к присяге. Незадолго до этого он, должно быть, написал мадригал "Поминки, печаль, поминки", элегию на смерть леди Арабеллы Стюарт, скончавшейся 25 сентября 1615 года; скорее всего, это произведение 28-летнего композитора, который уже соприкоснулся с итальянской музыкой, чем 20-летнего. Если период его обучения у Монтеверди пришелся на этот этап его жизни, то наиболее вероятным временем кажется период между 1612 и 1615 годами, хотя документальных подтверждений этому нет. Однако 12 марта 1622 года ему была выдана лицензия на трехлетний выезд за границу, но, вероятно, это было связано с посольством графа Бристоля в Мадриде для организации "испанского матча". Позже Портер посвятил графу свои "Мадригалы" и "Айрес" (Лондон, 1632), “чтобы выразить свою искреннюю благодарность за все ваше редкое великодушие, проявленное ко мне в Испании”. В 1633 году Портер отправился с Королевской капеллой в Эдинбург на коронацию Карла I, а в 1634 году принял участие в маскараде Ширли "Триумф мира" в качестве певца и игрока на теорбо. В 1639 году он стал наставником хористов Вестминстерского аббатства. После начала гражданской войны Портер некоторое время (1644-1656) жил в доме сэра Эдварда Спенсера, хотя до 1649 года, как бывший член Королевской капеллы, время от времени получал выплаты. Возможно, в поисках нового покровителя он опубликовал в Лондоне в 1657 году свои девизы "Двух путешествий" с посвящением Эдварду Лоуренсу. Но примерно в 1658 году он жил в бедности, когда несколько раз обращался к властям Вестминстерского аббатства с просьбой о выплате пенсии, поскольку официально никогда не занимал должность "певчего" и не имел права занимать должность, которая к этому прилагалась. Он добавил, что “петитонр также намерен (будучи уполномоченным) раз в две недели организовывать музыкальные встречи и обучать двух или трех мальчиков искусству музыки... в Западной школе”. Единственным конкретным указанием на то, что Портер был учеником Монтеверди, является написанное от руки имя "Монтеверде" после слов "мой хороший друг и маэстро" в предисловии к девизам, экземпляры которых хранятся в Крайст-Черч, Оксфорд. Но стиль мадригалов подтверждает утверждение Портера, поскольку это практически единственные английские мадригалы в стиле концертато. Они включают в себя написание соло, дуэтов и диалогов в пятичастной текстуре, редкие речитативы, виртуозные сольные пассажи и использование трилло. Континуо (‘Арфа, аккорды, лютни, теорбы") обязательно, бас обильно прорисован, и есть вступительные трехчастные "токкато, симфонии и ритурнели" для двух скрипок и баса, которые также исполняются голосами в “полных” разделах. Другие произведения, состоящие из двух имитационных верхних партий над басом, написаны в стиле камерных дуэтов или трио, а также мелодичных эйров или партий с куплетными и припевными частями. Один из них, "Прощай", представляет собой сольный мадригал, построенный на чем-то вроде строфического баса, похожего на фолию или античное пассамеццо. Девизы сравнительно неинтересны. Это настройки "для высоких частот или тенора и баса, с продолжением основы или партитуры" в квазидекламационном стиле, предназначенные для домашнего богослужения. Пять полных гимнов и пять куплетов Портера были в репертуаре Королевской капеллы около 1635 года, но сохранилась музыка только к одному из них, "О, хвала Господу", опубликованному в "Мадригалах" и “Айресе”. Его соло чрезвычайно витиеваты и демонстрируют сильное итальянское влияние, привитое к английскому стихотворному гимну.