Портер, Уолтер
1587 - 1659

Назад

Porter, Walter

  • Дата рождения: ок. 1587–1595
  • Место рождения: Англия
  • Дата смерти: 30 ноября 1659
  • Место смерти: Лондон

Биография

Уолтер Портер был английским композитором, лютнистом и тенором. Антони Вуд утверждал, что он был сыном Генри Портера, обладателя степени бакалавра музыки Крайст-Чёрча в Оксфорде, хотя остаётся неясным, относится ли это к Генри Портеру, упомянутому среди участников похорон королевы Елизаветы I и среди музыкантов при дворе короля Якова I. Дата рождения Портера вызывает сомнения из-за противоречивых сведений: в прошении к управляющим Вестминстерской школы, составленном в последние годы его жизни (вероятно, 1658), он указывает свой возраст как «70 лет и с лишним», тогда как в брачном разрешении 1630 года, возможно относящемся к другому Уолтеру Портеру, его возраст указан как 35 лет. Голос Портера, по-видимому, сменился между 1603 годом, когда он был хористом Вестминстерского аббатства на похоронах Елизаветы I, и 1612 годом, когда он пел тенором в маскараде Джорджа Чепмена в Мидл-Темпл и Линкольнс-Инн. Вероятнее, что в эти события он был в возрасте 16 и 25 лет, а не 8 и 17.

5 января 1616 года Портеру было обещано место следующего тенора в Gentlemen of the Chapel Royal, а 1 февраля 1617 года он был приведён к присяге. В это время, вероятно, он написал мадригалы Wake, sorrow, wake (Проснись, печаль, проснись), элегию на смерть леди Арабеллы Стюарт, умершей 25 сентября 1615 года. Композиция, вероятно, создана зрелым композитором 28 лет, знакомым с итальянской музыкой, а не двадцатилетним юношей. Возможное обучение у Монтеверди могло происходить между 1612 и 1615 годами, хотя документальных подтверждений нет. 12 марта 1622 года Портер получил лицензию на трёхлетнее путешествие за границу, вероятно, в связи с миссией графа Бристоля в Мадрид по «испанской свадьбе». Позже он посвятил свои Madrigales and Ayres графу Бристолю, выражая благодарность за оказанную помощь в Испании.

В 1633 году Портер с Chapel Royal отправился в Эдинбург на коронацию Карла I, а в 1634 году участвовал в маскараде Ширли The Triumph of Peace как певец и исполнитель на теорбе. В 1639 году он стал мастером хора Вестминстерского аббатства. После начала Гражданской войны Портер некоторое время (1644–1656) жил в доме сэра Эдварда Спенсера, получая нерегулярные выплаты до 1649 года. В 1657 году он опубликовал Mottets of Two Voyces, посвящённые Эдварду Лоренсу. В последние годы жизни жил в бедности, обращаясь к властям Вестминстерского аббатства с просьбами о пенсии и намереваясь основать музыкальные занятия для мальчиков из школы.

Единственное указание на обучение Портера у Монтеверди — запись имени «Monteverde» после слов «my good Friend and Maestro» в предисловии к Mottets. Стиль мадригалов подтверждает его утверждение: они представляют собой единственные английские мадригалы в концертантном стиле, с сольными, дуэтными и диалоговыми партиями в пятиголосной текстуре, эпизодами речитатива, виртуозными соло и использованием трилло. Континуо, включая арфепсихорд, лютни и теорбы, обязательно, бас обильно подписан, а вступительные трёхголосные «токкаты, симфонии и риторно» для двух скрипок и баса переплетаются с голосами. Другие произведения — имитационные дуэты или трио, а также мелодичные айры с текстом и хором. Мадригалы, как Farewell (Прощание), построены на строфическом басе, связанном с фолией или пассамеццо антико.

Mottets менее интересны, предназначены для домашнего богослужения, для сопрано или тенора с басом и континуо. Пять полных гимнов и пять стихотворных гимнов Портера находились в репертуаре Chapel Royal около 1635 года, но до наших дней дошёл лишь один — O praise the Lord (Хвалите Господа), публикация в Madrigales and Ayres. Солирующие партии чрезвычайно виртуозные и демонстрируют сильное влияние итальянской вокальной школы на английский стихотворный гимн.

Творчество

Уолтер Портер был представителем английской барочной школы, адаптировавшей итальянские концертантные приёмы. Его мадригалы характеризуются сложной многоголосной текстурой, включением сольных и дуэтных партий, элементами речитатива и виртуозными украшениями. Влияние Монтеверди проявляется в свободном использовании трилло, континуо и вступительных инструментальных симфоний. В церковной музыке он создавал мотеты для домашнего и камерного исполнения, в которых использовались сопрано, тенор, бас и континуо.

Произведения

  • Madrigales and Ayres (Мадригалы и песнопения)
  • Wake, sorrow, wake (Проснись, печаль, проснись)
  • Farewell (Прощание)
  • Mottets of Two Voyces (Мотеты для двух голосов)
  • O praise the Lord (Хвалите Господа)
  • Innocentiae triumphus (Триумф невинности)
  • Five full anthems (Пять полных гимнов)
  • Five verse anthems (Пять стихотворных гимнов)