Порта, Джованни
1675 - 1755

Назад

Джованни Порта (Giovanni Porta) - итальянский композитор

  • Родился в 1675 году - Венеция или Венето.
  • Умер 21 июня 1755 г. - Мюнхен.

Он был учеником Франческо Гаспарини в Венеции и, как полагают, с 1706 по 1710 год находился при дворе кардинала Оттобони в Риме, где работал вместе с Корелли. В 1710-1711 годах он занимал должность капельмейстера в кафедральном соборе Виченцы, а в 1714-1716 годах - в кафедральном соборе Вероны. В 1716 году он вернулся в Венецию и начал активно сочинять оперы. Сегодня Порта известен главным образом своим "Нумиторе", которому было поручено открыть первый сезон Королевской академии в Лондоне 2 апреля 1720 года. Впоследствии он продолжал сочинять оперы для итальянских театров. С 1726 по 1737 год он был маэстро ди коро в Оспедале делла Пьета в Венеции, где, будучи коллегой Вивальди, написал огромное количество духовной музыки для знаменитого женского хора и оркестра и где ему платили ежегодное жалованье в размере 200 дукатов с дополнительными выплатами за эпизодические произведения. С 1726 года он также числился членом Филармонической академии в Вероне. В 1733 году он подал заявку на должность мастера композиции в Оспедале деи Дерелитти (Ospedaletto), но его обязательства перед "Пьетой" не позволили ему занять вторую должность. В 1736 году он участвовал в конкурсе на должность маэстро ди капеллы в Сан-Марко, но снова снялся с конкурса; был избран Антонио Лотти. В следующем году Порта покинул Венецию, чтобы занять должность гофкапельмейстера при баварском дворе курфюрста Карла Альбрехта в Мюнхене, где он оставался до своей смерти. Оперы Порта отражают общие венецианские тенденции 1720-1730-х годов, когда тесная взаимосвязь жанров влияла на драматургию и виртуозность музыки. Композитор разделял склонность к быстрым гаммам, арпеджио, широким мелодическим скачкам, протяженным секвенциям и особенно к популярной в Венеции звучности унисонной фактуры тутти. В духовной музыке, которую он сочинил для "Пьеты", основным инструментом является четырехголосый струнный оркестр с оркестром континуо и хор сопрано и альтов. Во многих произведениях используется двойной хор и часто используется форма ритурнелло. Они используют широкий спектр текстур, от унисона тутти до четырехголосия, чтобы усилить музыкальную структуру. Сольные партии явно виртуозны, с трелями, пассажами, широкими скачками и длинными мелизмами. Влияние оперы и концерта помогает создать репертуар, отличающийся особой звучностью и живым характером.

Ноты сочинений Джованни Порты на сайте библиотеки IMSLP