Порта, Эрколе
1585 - 1630

Назад

Эрколе Порта (Ercole Porta) - итальянский композитор и органист

  • Родился 10 сентября 1585 г. - Болонья.
  • Умер 30 апреля 1630 г. - Карпи.

В 1609 году он был органистом в коллегиальной церкви Святого Джованни в Персичето, недалеко от Болоньи, и руководил там музыкой с 1612 по 1620 год. Он был маэстро ди капелла в соборе Карпи с января 1622 по 1625 год и снова не позднее 1628 года; в промежутке он был органистом в соседней Рубьере. Помимо "Hore di recreatione", который только начинает осваивать новый монодический стиль, в репертуаре Порта - духовная музыка в современном стиле концертато для нескольких голосов и континуо, популярная в североитальянских провинциях, где ресурсы были ограничены. Таким образом, большая часть музыки в его сборниках 1609 и 1613 годов написана менее чем для четырех голосов. В сборник 1613 года также входит соната для корнета, скрипки и двух тромбонов в том же стиле. Присутствие инструментов является отличительной чертой Sacro convito, которое включает в себя мессу и два песнопения в сопровождении церковного оркестра из пяти человек, состоящего из двух скрипок и трех тромбонов, что стало довольно распространенным явлением в более масштабной церемониальной музыке. Эта месса, возможно, первая, на которой присутствует такой оркестр в полном составе: вероятно, она предназначалась для большого праздника. Музыка Порты демонстрирует хорошее понимание звучности, текстурного контекста и идиоматического вокального письма; отдаленные модуляции и поразительные прогрессии используются для улучшения подбора слов. Иногда голоса более витиеваты, чем у аккомпанирующих инструментов, которые в данном случае создают устойчивый фон; в других случаях они точно дублируются – даже у скрипок нет самостоятельных партий. Хотя эта месса принадлежит к длинному ряду венецианских оркестровых месс, Порта, возможно, научился сочетать голоса и инструменты у болонского композитора Джироламо Джакобби. В "Sacro convito" также звучит мотет "Corda Deo dabimus" для сопрано, альта и трех тромбонов, последний из которых обеспечивает богатое звучание аккомпанемента: такое сочетание напоминает Джованни Габриэли, хотя его преемники не часто использовали его. Порта также дал интересный совет органисту в этой публикации: ему следует прислушиваться к своему слуху, поскольку не все диссонансы изображены, и использовать разреженную текстуру при аккомпанементе нескольким голосам, усиливая ее (без добавления остановок) в более полных пассажах.

Ноты сочинений Эрколе Порты на сайте библиотеки IMSLP