Порта, Эрколе
1585 - 1630

Назад

Porta, Ercole

  • Дата рождения: 10 сентября 1585
  • Место рождения: Болонья, Италия
  • Дата смерти: 30 апреля 1630
  • Место смерти: Карпи, Италия

Биография

Итальянский композитор и органист. В 1609 году он занимал должность органиста в коллегиальной церкви Сан-Джованни в Персичето, близ Болоньи, и с 1612 по 1620 год руководил музыкой там. С января 1622 по 1625 год он был маэстро ди капелла в кафедральном соборе Карпи, а затем снова с не позднее 1628 года; в промежутке он был органистом в соседней Рубьере.

Творчество

Порта писал преимущественно сакральную музыку в современном концертантном стиле для небольшого количества голосов с континуо, что было характерно для североитальянских провинций с ограниченными ресурсами. Исключением является сборник "Hore di recreatione" («Часы отдыха»), где он экспериментировал с новым монодическим стилем. Музыка его ранних сборников 1609 и 1613 годов рассчитывалась на менее чем четыре голоса; в книге 1613 года также содержится соната для корнета, скрипки и двух тромбонов.

Особое внимание заслуживает цикл "Sacro convito musicale" («Священный пир»), включающий мессу и мотеты с сопровождением пятинструментального церковного оркестра (две скрипки и три тромбона). Такая фактура стала популярной в более крупной церемониальной музыке; возможно, эта месса была предназначена для большого праздника. Музыка Порты демонстрирует чуткость к тембру и текстуре, умение писать идиоматически для голоса: используются дальние модуляции и выразительные гармонические повороты для подчёркивания текста; иногда голоса более декоративны, чем инструменты, которые создают устойчивую фоновую фактуру, а иногда инструменты дублируют вокальные линии буквально.

В "Sacro convito" присутствует мотет "Corda Deo dabimus" («Отдадим сердца Богу») для сопрано, альта и трёх тромбонов — насыщенное сочетание, напоминающее практику Джованни Габриели. Порта давал практические указания органисту: опираться на слух, поскольку не все диссонансы пронумерованы, и варьировать плотность органного сопровождения в зависимости от количества голосов.

Произведения

  • "Giardino di spirituali concerti" («Сад духовных концертов»), 2–4 голоса, басовое сопровождение (орган) (Венеция, 1609)
  • "Hore di recreatione" («Часы отдыха»), 1–2 голоса, басовое сопровождение (шит/другие инструменты) (Венеция, 1612)
  • "Vaga ghirlanda di soavi et odorati fiori musicali" («Прекрасный венок благоуханных и приятных музыкальных цветов»), 1–5 голосов, басовое сопровождение, опус 3 (Болонья, 1613)
  • "Concerti", 1–4 голоса, басовое сопровождение, книги I–III (Венеция, 1619) (утрачено)
  • "Motetti", 1–5 голосов, 2 тромбона, 2 скрипки ad lib (утрачено)
  • "Sacro convito musicale", 1–6 голосов, 2 скрипки, 3 тромбона, басовое сопровождение, опус 7 (Венеция, 1620)
  • "Complectorium laetum, comodum et breve", 5 голосов, басовое сопровождение, опус 8 (Венеция, 1626)
  • "Madrigali", 3 голоса (Венеция, 1662) (утрачено; возможно то же, что "Lusinghe d’amore", канцонетты, 3 голоса)
  • Набор мотетов и церковных песен, включавший ряд мотетов для различных составов (авторы и конкретные источники значительно варьируются) (часть утрачена)

Ноты сочинений Эрколе Порты на сайте библиотеки IMSLP