Порсиле, Джузеппе
1680 - 1750
Назад

Джузеппе Порсиле (Giuseppe Porsile) - итальянский композитор и мастер пения
- Родился 5 мая 1680 г. - Неаполь.
- Умер 29 мая 1750 г. - Вена.
Он был сыном музыканта Карло Порсиле, чья опера "Нерон", по словам Берни, была поставлена в Неаполе в 1686 году. Джузеппе был учеником Урсино, Джордано и Греко в консерватории веры Иисуса Христа в Неаполе. Сначала он занимал должность заместителя капельмейстера испанской капеллы в Неаполе, но в 1695 году Карл II (умерший в 1700 году) вызвал его в Испанию для организации музыкальной капеллы в Барселоне. Он оставался там при Карле III, австрийском претенденте на испанский престол, и служил учителем пения у жены Карла Элизабетты Кристины. До 1713 года он также активно работал в Неаполе как педагог и композитор, остается неясным, но его ранняя опера "Ритуал Улисса" была поставлена там в 1707 году. В конце 1711 года Карл III вернулся в Вену, став Карлом VI, императором Священной Римской империи. По словам Биба, Порсиле прибыл в Вену в том же году и начал давать уроки пения вдовствующей императрице Вильгельмине Амалии, ко дню рождения и именинам которой он написал по меньшей мере три драматических произведения. Тщательно продуманная праздничная кантата 1717 года была исполнена для императорской семьи дочерьми вдовствующей императрицы, эрцгерцогинями Марией Жозефой и Марией Амалией. Его первоначальное годовое жалованье в размере 200 дукатов было подтверждено только в 1717 году, и, хотя ему обещали более солидную должность, он занимал должность камерного аттуария. В письме императору от 27 ноября 1720 года (напечатанном в "Ла Мара") он жаловался на финансовые трудности, напоминал императору о своей долгой службе и просил о постоянной должности. 17 декабря 1720 года он сменил Грегорио Генуэзи на посту придворного композитора с окладом в 1440 флоринов. В период с 1717 по 1737 год Порсиле создал по меньшей мере 21 светское драматическое произведение и 13 ораторий для двора Габсбургов. Лишь несколько произведений были поставлены за пределами Австрии, в таких городах, как Венеция и Прага. "Великое счастье" было написано для коронации Карла VI и Элизабетты в качестве короля и королевы Богемии и исполнено в Праге в 1723 году. В 1726 году Порсиле сочинил сложную кантату "Il giorno natalizio di Giove", которая была исполнена во дворце французского посла в честь дня рождения короля Франции Людовика XV. В том же году другой придворный композитор императора, Франческо Конти, написал похожую кантату к именинам Людовика XV, которая также была исполнена во дворце французского посла. Необычное решение императора разрешить своим придворным композиторам создавать музыку для мероприятий, посвященных французской королевской семье, возможно, было частью общего плана по улучшению дипломатических отношений с Францией или просто жестом вежливости в течение года празднования свадьбы Людовика XV с польской принцессой Марией Лещинской, состоявшейся 5 сентября 1725 года. В 1725-1777 годах Порсиле был активным членом венского общества Цецилиан-Брудершафт, деканами которого были Фукс и Кальдара. В 1729 году он был незначительно вовлечен в судебный процесс Маттео Лучини против сопрано Маргариты Гуаланди, которая покинула Прагу в конце оперного сезона, не заплатив Лучини за 12 “провозных арий”. Порсиле был одним из четырех выдающихся композиторов, обратившихся в судебные органы Праги от имени Лучини; в своем письме от 29 июня он указал, что спеть 12 арий было несложно, но они, безусловно, стоили тех 12 дукатов, которые запросил Лучини. После смерти Карла VI в 1740 году он продолжал получать почетную стипендию, которая в 1741 году была снижена до 1200 флоринов. 1 апреля 1749 года ему была назначена окончательная пенсия. Порсиле принадлежит к первой группе неаполитанских композиторов позднего барокко. Он, вероятно, был единственным композитором из Неаполя, который получил видный пост в Вене в эпоху барокко; при дворе Габсбургов в основном доминировала более консервативная североитальянская школа. Его мелодические, гармонические и каденциальные модели содержат многочисленные примеры формул, типичных для его поколения, но в его ариях также присутствует выразительное кантабиле и избегание чрезмерной колоратуры. Его умение писать в строгом контрапунктическом стиле, вероятно, отчасти объясняет его благосклонное отношение ко двору Габсбургов. В свои арии он часто включал подражательные пассажи, а в своих ораториях создал несколько выдающихся припевов в то время, когда хоровая музыка в целом находилась в упадке. Он перенял музыкальные приемы, которые предпочитали в Вене, и использовал французскую увертюру. Тонкая инструментальная окраска не характерна для его серьезных драматических произведений, но иногда в них встречаются необычные эффекты, такие как использование соло для тромбона в оратории "Триумф Джудитты" и концертное исполнение для двух флейт в кантате "Софферте Амаре". В других местах часто встречаются виолончельные дуэты. Хотя музыка Порсиле находится в тени музыки его венских современников, Фукса и Кальдары, ее слияние неаполитанских и североитальянских элементов стало важной составляющей в развитии доклассического стиля в Вене.
Ноты сочинений Джузеппе Порсиле на сайте библиотеки IMSLP