Порсиле, Джузеппе
1680 - 1750

Назад

Porsile, Giuseppe

  • Дата рождения: 5 мая 1680
  • Место рождения: Неаполь, Италия
  • Дата смерти: 29 мая 1750
  • Место смерти: Вена, Австрия

Биография

Итальянский композитор и мастер вокального искусства. Сын музыканта Карло Порсиле, чья опера Nerone (Нерон) была поставлена в Неаполе в 1686 году. Джузеппе учился у Урсино, Джордано и Греко в Консерватории dei Poveri di Gesù Cristo в Неаполе. Сначала он занимал должность викемаэстро ди капелла в Испанской капелле Неаполя, но в 1695 году был приглашён Карлом II в Испанию для организации музыкальной капеллы в Барселоне. Он оставался там при Карле III и служил учителем пения для его жены Элисабетты Кристины.

Степень его активности как педагога и композитора в Неаполе до 1713 года неясна, но его ранняя опера Il ritorno di Ulisse (Возвращение Одиссея на родину) была поставлена в Неаполе в 1707 году. В конце 1711 года Карл III вернулся в Вену, став императором Карлом VI. Порсиле прибыл в Вену в том же году и начал давать уроки пения вдовствующей императрице Вильгельмине Амалии, для которой сочинил по крайней мере три драматические работы к её дню рождения и именинам.

В 1717 году его кантата для дня рождения исполнялась дочерьми вдовствующей императрицы, архиепископами Марией Жозефой и Марией Амалией. В 1720 году он стал придворным композитором с зарплатой 1440 флоринов. Между 1717 и 1737 годами Порсиле создал не менее 21 светской драматической работы и 13 ораторий для двора Габсбургов. Его произведения исполнялись также в Венеции и Праге. Il giorno felice (Счастливый день) был создан для коронации Карла VI и Элисабетты как короля и королевы Богемии и поставлен в Праге в 1723 году.

Порсиле принадлежал к первой группе позднебарочных неаполитанских композиторов. Он был, вероятно, единственным неаполитанцем, получившим значимый пост при венском дворе. Его мелодические, гармонические и каденционные решения соответствовали его поколению, но арии содержат выразительное кантильное письмо с умеренным использованием колоратуры. Он умело писал в строгом контрапунктическом стиле, часто включал имитации в арии, создавая выдающиеся хоры в ораториях.

Творчество

Порсиле писал как светскую, так и церковную музыку. В светской сфере он создавал оперы, драматические кантаты и серенаты. В ораториях и других вокальных произведениях проявляется сочетание неаполитанской выразительности с североитальянской контрапунктной традицией, а также влияние французской оратории и сюит. Среди инструментальных работ встречаются партиты, сонаты, дивертисменты и произведения для флейты, скрипок, виолончели и лютни.

Произведения

Драматические произведения

  • Il ritorno di Ulisse alla patria (Возвращение Одиссея на родину), Неаполь, 1707
  • Il giorno natalizio dell’imperatrice Amalia Wilhelmina (День рождения императрицы Амалии Вильгельмины), 1717
  • La Virtù festeggiata (Празднование добродетели), 1717
  • Alceste (Алцеста), 1718
  • Meride e Selinunte (Мериде и Селинунт), 1721
  • Il tempo fermato (Остановленное время), 1721
  • La Virtù e la Bellezza in lega (Добродетель и красота в союзе), 1722
  • Il giorno felice (Счастливый день), 1723
  • Componimento a due voci (Сочинение на два голоса), 1725
  • Il giorno natalizio di Giove (День рождения Юпитера), 1726
  • Spartaco (Спартак), 1726
  • Il tempio di Giano, chiuso da Cesare Augusto (Храм Януса, закрытый Цезарем Августом), 1726
  • La clemenza di Cesare (Милосердие Цезаря), 1727
  • Telesilla (Телесилла), 1729
  • Scipione Africano, il maggiore (Сципион Африканский Старший), 1730
  • Dialogo tra il Decoro e la Placidezza (Диалог между Благопристойностью и Спокойствием), 1732
  • Dialogo pastorale a cinque voci (Пасторальный диалог на пять голосов), 1732
  • Dialogo tra la Prudenza e la Vivacità (Диалог между Благоразумием и Живостью), 1732
  • La Fama accresciuta dalla Virtù (Слава, возросшая благодаря добродетели), 1735
  • Sesostri, re d’Egitto, ovvero Le feste d’Iside (Сесострис, царь Египта, или Празднества Исиды), 1737
  • Il giudizio rivocato (Отозванный приговор), 1737
  • Psiche (Психея), дата неизвестна

Оратории

  • Sisara (Сисара), 1719
  • Tobia (Товия), 1720
  • Il zelo di Nathan (Ревность Натана), 1721
  • L’anima immortale creata e redenta per il cielo (Бессмертная душа, созданная и искуплённая для небес), 1722
  • Il trionfo di Giuditta (Триумф Иудифь), 1723
  • Il sacrifizio di Gefte (Жертвоприношение Гефты), 1724
  • Mosè liberato dal Nilo (Моисей, освобождённый из Нила), 1725
  • Assalone nemico del padre amante (Авессалом, враг любящего отца), 1726
  • L’esaltazione de Salomone (Превознесение Соломона), 1727
  • L’ubbidienza a Dio (Послушание Богу), 1730
  • Due re, Roboamo e Geroboamo (Два царя, Ровоам и Иеровоам), 1731
  • Giuseppe riconosciuto (Иосиф, признанный), 1733
  • La madre de’ Maccabei (Мать Маккавеев), 1737

Прочие вокальные произведения

  • Месса
  • Арии из опер и ораторий: 9 в Вене, 2 в Баварии, 1 в Германии, 1 во Франции, 3 в Великобритании, несколько в Италии, 1 в США
  • Камерные кантаты и дуэты: 5 в Вене, 11 в Баварии, 2 в Германии, 4 в Германии, 1 в Дрездене, 1 в Дании, 3 в Швейцарии, 1 в Великобритании, 34 в Гамбурге, 7 в Италии, несколько в Италии
  • 7 канцонетт для сопрано и баса

Инструментальные произведения

  • 6 партит для 2 скрипок и баса
  • 5 партит для 2 скрипок, виолончели и баса
  • Произведения для лютни
  • 2 симфонии для 2 скрипок, 2 гобоев, альта и баса
  • Дивертисмент для трёх инструментов
  • Произведение для флейты и баса

Ноты сочинений Джузеппе Порсиле на сайте библиотеки IMSLP