Порпора, Никола
1686 - 1768

Назад

Никола Порпора (Nicola Porpora) - итальянский музыкант и композитор

  • Родился 17 августа 1686 г. - Неаполь.
  • Умер 3 марта 1768 г. - Неаполь.

При жизни он получил мировую известность как композитор (особенно в области вокальной музыки и оперы) и как учитель пения.

Он был сыном Катерины и Карло Порпоры, последний был неаполитанским книготорговцем. 29 сентября 1696 года он был зачислен в Консерваторию веры Иисуса Христа, где Греко, как предполагается, был его учителем композиции. По истечении первых трех лет его гонорары были отменены; предположительно, к 1699 году он уже зарабатывал себе на жизнь в качестве преподавателя-студента. Его первым заказом была опера "Агриппина" (1708), которая имела успех, хотя прошло несколько лет, прежде чем он получил еще один заказ. Либретто его второй оперы "Флавио Аницио Олибрио", поставленной во время карнавала 1711 года, описывает его как маэстро капеллы принца Филиппа Гессен-Дармштадтского, генерала австрийской армии в Неаполе. Ко времени отъезда принца из Неаполя в июне 1713 года у Порпоры появился новый покровитель; в либретто "Базилио ре д'Ориенте" он назван маэстро капеллы португальского посла в Риме. В 1716 году он, по-видимому, получил почетный титул от принца Филиппа, который стал имперским губернатором Мантуи. Первые десять лет карьеры Порпоры как оперного композитора были довольно скудными, что, вероятно, отчасти объяснялось доминированием Алессандро Скарлатти на неаполитанской сцене. Более того, после смерти отца и старшего брата Порпоры в 1717 году он остался главой семьи. В это время он начал свою другую карьеру - преподавателя музыки, получив в 1715 году должность маэстро в консерватории Святого Онофрио; он также давал частные уроки. С возвращением Скарлатти в Рим в 1719 году перед ним открылись новые возможности. В конце года в честь именин императрицы Елизаветы состоялась премьера оперы Порпоры "Фарамондо". Для празднования ее дней рождения в 1720 и 1721 годах он написал "Серенады Анжелики" и "Гли орти Эспериди" на тексты молодого Метастазио, причем "Анжелика" стала его первым либретто. Один из его учеников-певцов, кастрат Фаринелли, также дебютировал в последнем произведении. Порпора начал проявлять себя как преподаватель; благодаря его частным занятиям вокалом появились Фаринелли и, несколько лет спустя, Каффарелли. История о том, как Каффарелли в течение пяти лет исполнял один и тот же сборник вокальных упражнений, свидетельствует о том, что Порпора уделял большое внимание чистой технике. Его методы преподавания были продолжены не только несколькими его учениками, в первую очередь Доменико Корри, но и приписываемыми ему сольфеджио, опубликованными в различных изданиях 19-го века, которые использовались поколениями певцов, создавая живую педагогическую традицию, подобную фортепианной традиции Листа. Основным принципом было развитие абсолютного контроля над голосом, особенно в том, что касается подвижности, динамики и окраски, с помощью регулярных и тщательных упражнений. Именно в эти годы Порпора завоевал в Риме репутацию оперного композитора. "Эвмена", поставленная в театре Алиберт (1721), имела особый успех и была оценена как "превосходящая" "Гризельду" Скарлатти, поставленную в том же сезоне. Он был приглашен в театр Альберта на сезоны 1722 и 1723 годов, в обоих из которых Фаринелли играл главную роль. Летом 1722 года он подал в отставку со своего поста в консерватории Святого Онофрио. После выполнения двух поручений в 1723-1724 годах он решил попытать счастья в Германии и Австрии. За исключением "Дамиро и Питии", поставленной в Мюнхене в 1724 году, из этого путешествия мало что вышло; в Вене император, очевидно, счел его музыку слишком витиеватой. Вернувшись в Италию в начале 1725 года, он сотрудничал с Метастазио в новой постановке "Дидоне аббандоната" для Реджо-Эмилии. В либретто "Сифаче", одной из его самых успешных работ, говорится о новом назначении Порпоры - "маэстро дель Пио Оспитале дельи Инкурабили". Он поселился в Венеции, и в течение нескольких лет его оперы занимали видное место в театре Джованни Гризостомо. В первую очередь это были его постановки "Эцио" Метастазио и "Семирамиды риконосчуты". В этот период между Порпорой и его младшим коллегой Леонардо Винчи возникло соперничество. Это соперничество, которое, по словам Берни, началось еще во время их учебы в консерватории, возобновилось во время карнавальных сезонов 1726 и 1727 годов, когда они оба ставили оперы в одних и тех же театрах Венеции и Рима. Согласно Фридриху Марпургу ("Краткая критика тонкого искусства", Берлин, 1760, том I), кульминационный момент наступил во время карнавала 1730 года, когда Винчи и Порпора поставили оперы в двух конкурирующих римских театрах - Делле Дам и Капранике. После смерти Винчи позже в том же году Порпора, по-видимому, переключил свое внимание на Дж.А . Хассе. В течение сезона 1730 года, пока Порпора находился в Риме, Хассе добился большого успеха в Венеции, что привело к его назначению капельмейстером курфюрста Саксонии, должность, на которую рассматривался кандидатура Порпоры. С этого момента их карьеры пересеклись, что подтвердило заявление Берни о том, что Порпора был “старым и постоянным соперником” Хассе. В 1733 году Порпора уволился из "Инкурабили" и отправился в Лондон, получив приглашение от группы дворян, намеревавшихся создать оперную труппу, которая могла бы составить конкуренцию существующей под руководством Генделя. Новая труппа, так называемая Дворянская опера, открыла свой первый сезон в декабре 1733 года премьерой его оперы "Арианна" в Наксо. В течение следующих двух с половиной лет он написал еще четыре оперы, ораторию и серенаду; однако ни одна из них не могла сравниться по успеху с "Арианной", даже "Полифемо", с которой Фаринелли дебютировал в Лондоне. Несмотря на превосходную команду певцов, "Порпора" и "Дворянская опера" не смогли превзойти Генделя. Находясь в Англии, он опубликовал свои кантаты ор.1, которые стали считаться его "шедеврами", и "Симфонию для камеры" ор.1.2. Его последней работой, написанной в Лондоне, была "Серенада на празднике Эменео", созданная в мае 1736 года в честь бракосочетания принца Уэльского. Позже тем же летом он покинул Англию, менее чем за год до того, как обе компании рухнули из-за отсутствия общественной поддержки. Он вернулся в Венецию, возобновив свою прежнюю работу в "Инкурабили", в то время как нынешний маэстро Хассе находился в длительном отпуске в Дрездене. Получив заказ от нового театра Сан-Карло, он вернулся домой в Неаполь в октябре 1738 года после десятилетнего отсутствия. Переработанная версия "Семирамиды риконосиуты" была выпущена ко дню рождения короля в январе 1739 года. К лету он был назначен маэстро капеллы в консерватории Санта-Мария-ди-Лорето, и были получены дополнительные заказы как от театра Сан-Карло, так и от комического театра. Однако в 1741 году Порпора перестал регулярно ставить одну-две оперы в год; как и у Генделя, у него возникли проблемы с удержанием оперной сцены. Очевидная нехватка заказов, возможно, повлияла на его последующие постановки. В октябре 1741 года он получил разрешение отправиться в Венецию для выполнения оперного заказа. Ко времени постановки "Статиры" он уже занял должность маэстро ди Коро в венецианской опере "Оспедале делла Пьета". Выплаты в "Пьете" закончились в ноябре 1742 года, когда он, возможно, взял отпуск, чтобы поехать в Лондон на премьеру своего "Темистокла". Вскоре после своего назначения в "Пьету" он начал давать уроки пения ученикам одной из других венецианских консерваторий, Оспедалетто, где 20 января 1744 года он был официально назначен маэстро дель Коро. Однако к концу года он подал заявление на должность маэстро капеллы при неаполитанском дворе. Он не только представил необходимые образцы, но и написал прошение об улучшении своего положения в Оспедеалетто. Это двурушничество имело неприятные последствия. Управляющие Оспедалетто встретили его враждебно, а неаполитанский суд сообщил, что он должен лично явиться для заполнения своего заявления, чего не позволяла его нынешняя должность в Венеции. По-видимому, отношения между Порпорой и губернаторами Оспедалетто были улажены, поскольку он оставался там без происшествий до января 1747 года, когда подал в отставку по неустановленным семейным обстоятельствам. Позже в том же году он был в Дрездене в качестве учителя пения у избранной принцессы Саксонии Марии Антонии Вальпургиевой, ко дню рождения которой он сочинил комическую оперу "Филандро", представив свою последнюю протеже Регину Минготти. К сожалению, старое соперничество между Хассе и Порпорой усилилось новым соперничеством между женой Хассе Фаустиной Бордони и Минготти. Хотя Хассе презрительно называл Минготти "последней ставкой Порпоры, единственной веточкой, за которую он мог ухватиться", в апреле 1748 года Порпора был назначен капельмейстером. Однако в этой победе было что-то неубедительное; при назначении была сделана оговорка "до дальнейшего уведомления", и в январе 1750 года Хассе был назначен обер-капельмейстером. В январе 1752 года Порпора вышел на пенсию и уехал в Вену. Несмотря на то, что у них с Метастазио была серьезная размолвка из-за премьеры "Иссипиле" в Риме, на карнавале 1733 года, они, по-видимому, помирились, и зимой 1753 года Метастазио подумывал о том, чтобы попросить его написать его новое либретто "Изола дезабитата". К сожалению, болезнь композитора помешала возобновлению этого давнего сотрудничества. Во время своего пребывания в Вене Порпора давал уроки пения разным ученикам, в том числе протеже Метастазио, Марианне фон Мартинес. Вероятно, именно Метастазио познакомил Порпору с молодым Йозефом Гайдном. Гайдн стал аккомпаниатором, камердинером и учеником Порпоры; он утверждал, что научился “истинным основам композиции у знаменитого господина Порпоры”.

Ноты сочинений Николы Порпоры на сайте библиотеки IMSLP