Поллароло, (Джованни) Антонио
1676 - 1746

Назад

Pollarolo, (Giovanni) Antonio

  • Дата рождения: 12 ноября 1676 (крещён)
  • Место рождения: Брешиа, Италия
  • Дата смерти: 30 мая 1746
  • Место смерти: Венеция, Италия

Биография

Итальянский композитор, сын Карло Франческо Поллароло. Был учеником своего отца и, вероятно, Антонио Лотти. В возрасте 13 лет вместе с семьёй переехал из Брешии в Венецию. Впервые поступил на службу в собор Сан-Марко в 1702 году, заменяя отца на должности вице-маэстро ди капелла. В 1723 году Антонио официально занял этот пост. После смерти Антонио Биффи в 1733 году участвовал в конкурсе на должность первого маэстро, однако победителя тогда не определили. Три года он исполнял обязанности маэстро, пока в 1736 году должность не занял Лотти. В 1740 году, после смерти Лотти, Поллароло был утверждён в должности primo maestro. Всю жизнь он прожил в приходе Сан-Симеон Гранде в Венеции.

Первая жена Антонио умерла в 1709 году, оставив ему трёх детей. В 1712 году он женился во второй раз, в этом браке родились ещё четверо детей.

Творчество

Первая опера композитора — L’Aristeo («Аристео»), поставленная в Венеции в 1700 году, за ней последовали Griselda («Гризельда», 1701) и Demetrio e Tolomeo («Деметрий и Птолемей», 1702). Уже в 1704 году зафиксировано исполнение его духовной музыки. С 1714 года он начал писать оратории, первым из которых стал Recognitio fratrum («Узнавание братьев»), созданный для Оспедале дельи Инкурабили, где его отец был маэстро. В 1716 году Антонио был избран maэstro di coro в другом венецианском приюте — Оспедалетто, где написал латинские оратории Sacrum amoris («Священная любовь») и Sterilis fecunda («Бесплодная ставшая плодоносной»). В 1718 году он создал Oratorio per il SS Natale («Оратория к Рождеству») для Рима.

Для оперных театров Венеции он писал в течение десятилетия. Его опера Cosröe («Хосров») была поставлена в Риме в 1723 году, а серенада I tre voti («Три обета») — в Вене в 1724 году. В 1734 году он вновь стал maэstro di coro в Оспедалетто, однако в 1743 году подал в отставку, получив пожизненную пенсию.

В ранних либретто Антонио Поллароло называли «подражателем» своего знаменитого отца, однако с 1719 года он стал восприниматься как самостоятельный композитор. Его арии, сохранившиеся в основном в период 1721–1724 годов, отличаются богатством формы, яркими мелодическими темами, синкопированными ритмами и виртуозными колоратурами. Он отошёл от basso continuo-арий в пользу сопровождения оркестра. Стиль Поллароло приближается к новому bel canto и предвосхищает чувствительный стиль следующего поколения.

Произведения

Оперные и сценические произведения

  • Leucippo e Teonoe («Левкипп и Теоноя», трагедия в музыке), либретто П. М. Суареса, Венеция, театр Сан-Джованни Гризостомо, 1719
  • Lucio Papirio dittatore («Луций Папирий диктатор», драма в музыке), либретто А. Зено, Венеция, театр Сан-Джованни Гризостомо, 1721
  • Plautilla («Плаутила», драма в музыке), либретто В. Кассани, Венеция, театр Сан-Джованни Гризостомо, 1721
  • Cosröe («Хосров», драма в музыке), либретто А. Зено, Рим, театр Алиберти, 1723
  • I tre voti («Три обета», серенада), либретто Кассани, Вена, 1724
  • Sulpizia fedele («Верная Сульпиция», драма в музыке), либретто Д. Лалли и Дж. Болдини, Венеция, театр Сан-Самуэле, 1729

Духовные сочинения

  • Dopo lungo («После долгого»), ария
  • Stanco ormai di cercar («Уставший искать»), ария
  • Мотеты: Alleluia cigni canori («Аллилуйя, поющие лебеди»), Quid quaeritis in terra («Что ищете на земле»), Silete gentes silete («Молчите, народы, молчите»)

Утраченные произведения

  • L’Aristeo («Аристео», опера, 1700)
  • Griselda («Гризельда», опера, 1701)
  • Demetrio e Tolomeo («Деметрий и Птолемей», опера, 1702)
  • Nerone fatto Cesare («Нерон, ставший Цезарем», опера, 1715, сохранилась ария)
  • Venceslao («Вацлав», опера, 1722)
  • Turia Lucrezia («Турия Лукреция», опера, 1726)
  • Nerina («Нерина», пасторальная сказка, 1728)
  • Оратории: Recognitio fratrum («Узнавание братьев», 1714), Sacrum amoris novendiale in Dei pariture virginis gloriam («Священная девятидневная любовь в честь Девы, которая должна родить Бога», 1716), Sterilis fecunda («Бесплодная ставшая плодоносной», 1717), Oratorio per il SS Natale («Оратория к Рождеству», 1718)

Приписываемые произведения

  • La figlia che canta («Поющая дочь», комедийное музыкальное развлечение, 1719)
  • L’abbandono di Armida («Оставленная Армида», сценическое представление, 1729)

Ноты сочинений (Джованни) Антонио Поллароло на сайте библиотеки IMSLP