Поле, Давид
1624 - 1695

Назад

Pohle, David

  • Дата рождения: 1624
  • Место рождения: Мариенберг, близ Хемница, Германия
  • Дата смерти: 20 декабря 1695 года
  • Место смерти: Мерзебург, Германия

Биография

Давид Поле — немецкий композитор и инструменталист, ученик Генриха Шютца в Дрездене. В 1648–1649 годах он служил музыкантом в Мерзебурге, затем работал в Дрездене, Касселе (около 1650 года), Вейсенфельсе и Цейце. В 1660 году он обосновался в Галле, где был назначен капельмейстером. Там Поле писал и дирижировал крупными мессами и духовными концертами в соборе, а также создал не менее семи зингшпилей, большинство из которых были написаны на либретто придворного секретаря Давида Элиаса Гейденрайха.

В 1674–1677 годах композитор трудился также при дворах в Вейсенфельсе и Цейце. В 1678 году стал капельмейстером в Цейце. Когда в 1680 году двор Галле был перенесён в Вейсенфельс, его место занял Иоганн Филипп Кригер, ранее бывший помощником Поле. Сам он оставался в Цейце до 1682 года, а затем получил аналогичную должность в Мерзебурге, где и проработал до конца жизни.

Поле не публиковал своих сочинений, и значительная их часть была утрачена. Самыми ранними сохранившимися произведениями стали арии на стихи Пауля Флеминга, созданные в Касселе в 1650 году.

Творчество

Большинство сохранившихся вокальных сочинений Поле принадлежит духовному жанру. Он отдавал предпочтение латинским текстам (как библейским, так и небиблейским), создавая концерты для небольшого числа голосов с инструментальным сопровождением. В 1663–1664 годах Поле написал цикл кантат на весь церковный год: каждая включала концерт на библейский стих и арию на текст оды Гейденрайха. Единственное сохранившееся сочинение из этого цикла — Siehe, es hat überwunden der Löwe (Се, победил Лев) — представляет собой ранний пример концертно-арийной кантаты.

Инструментальная музыка Поле, прежде всего сонаты, отличается выразительной кантиленой, насыщенной гармонией и тёмным звучанием благодаря предпочтению средним и низким инструментам. Его творчество показывает переход от традиций Шютца к более зрелым формам немецкой барочной музыки.

Произведения

Духовные вокальные сочинения на латинские тексты

  • Amo te Deus (Люблю Тебя, Боже), для 3 голосов, 3 инструментов и бассо континуо
  • Benedicam Dominum (Благословлю Господа), две версии, для 2 голосов, 3 инструментов и бассо континуо
  • Bonum est (Хорошо), для 3 голосов и бассо континуо
  • Diligam te Domine (Возлюблю Тебя, Господи), для 1 голоса, 2 инструментов и бассо континуо
  • Domine ostende (Господи, яви), для 5 голосов, 5 инструментов и бассо континуо
  • Domine quis (Господи, кто?), для 4 голосов, 5 инструментов и бассо континуо
  • In te Domine speravi (На Тебя, Господи, уповал я), для 3 голосов, 3 инструментов и бассо континуо
  • Jesus auctor (Иисус — Виновник), для 3 голосов, 2 инструментов и бассо континуо
  • Jesu care (Иисус дорогой), для 1 голоса, 2 инструментов и бассо континуо
  • Miserere mei Deus (Помилуй меня, Боже), для 5 голосов, 5 инструментов и бассо континуо
  • Nascitur Immanuel (Рождается Иммануил), для 5 голосов, 5 инструментов и бассо континуо
  • Oculi mei (Очи мои), для 3 голосов, 2 инструментов и бассо континуо
  • Paratum cor (Готово сердце), для 1 голоса, 2 инструментов и бассо континуо
  • Te sanctum (Тебя святого), для 5 голосов, 7 инструментов и бассо континуо
  • Tulerunt Dominum (Унесли Господа), диалог для 6 голосов, 6 инструментов и бассо континуо
  • Verbum caro factum est (Слово стало плотью), для 3 голосов, 2 инструментов и бассо континуо
  • Vox Domini (Глас Господень), для 1 голоса, 2 инструментов и бассо континуо

Духовные вокальные сочинения на немецкие тексты

  • Der Engel des Herrn (Ангел Господень), для 4 голосов, 4 инструментов и бассо континуо
  • Es wird ein Stern aus Jacob aufgehen (Восходит звезда из Иакова), для 4 голосов, 3 инструментов и бассо континуо
  • Herr, wenn ich nur dich habe (Господи, если только Тебя я имею), версии для 1 и 3 голосов с инструментами и бассо континуо
  • Ihr Völker bringet her (Народы, принесите сюда), для 3 голосов, 3 инструментов и бассо континуо
  • Jesu, meine Freude (Иисус, моя радость), для 4 голосов, 3 инструментов и бассо континуо
  • Nur in meines Jesu Wunden (Лишь в ранах моего Иисуса), для 6 голосов, 6 инструментов и бассо континуо
  • Siehe, es hat überwunden der Löwe (Се, победил Лев), для 5 голосов, 7 инструментов и бассо континуо
  • Wie der Hirsch schreiet (Как лань желает), для 1 голоса, 3 инструментов и бассо континуо

Светские вокальные сочинения

  • 13 арий на стихи Пауля Флеминга, для 2 голосов, 2 скрипок и бассо континуо (1650)
  • Kein Augenblick vergeht (Ни мгновения не проходит), мадригал для 3 голосов и бассо континуо
  • Marindchen, du siehst hold und schöne (Мариндхен, ты прекрасна и мила), ария для 2 голосов, 5 инструментов и бассо континуо
  • Weiss und Schwarz (Белое и чёрное), для 2 голосов, 2 инструментов и бассо континуо

Зингшпили (утрачены, тексты Д. Э. Гейденрайха)

  • Liebe krönt Eintracht (Любовь венчает согласие), 1669
  • Der singende Hof-Mann Daniel (Поющий придворный Даниил), 1671
  • Aspasia (Аспасия), 1672
  • Der glückselige Liebes-Fehl Prinz Walrams aus Sachsen (Счастливая любовная ошибка принца Валрама из Саксонии), 1673
  • Der verliebte Mörder Herodes (Влюблённый убийца Ирод), 1673
  • Die verwechselte Braut (Перепутанная невеста), 1675
  • Das ungereimte Paar Venus und Vulcanus (Несогласованная пара Венера и Вулкан), 1679

Инструментальные сочинения

  • 25 сонат для 4–8 инструментов и бассо континуо
  • Sonata a 8 (Соната для восьми инструментов)
  • Sonata a 6 (Соната для шести инструментов)
  • 2 сюиты для 4 инструментов
  • Ballet (Балет), переложение для лютни

Ноты сочинений Давида Поля на сайте библиотеки IMSLP