- Дата рождения: 1624
- Место рождения: Мариенберг, близ Хемница, Германия
- Дата смерти: 20 декабря 1695 года
- Место смерти: Мерзебург, Германия
Биография
Давид Поле — немецкий композитор и инструменталист, ученик Генриха Шютца в Дрездене. В 1648–1649 годах он служил музыкантом в Мерзебурге, затем работал в Дрездене, Касселе (около 1650 года), Вейсенфельсе и Цейце. В 1660 году он обосновался в Галле, где был назначен капельмейстером. Там Поле писал и дирижировал крупными мессами и духовными концертами в соборе, а также создал не менее семи зингшпилей, большинство из которых были написаны на либретто придворного секретаря Давида Элиаса Гейденрайха.
В 1674–1677 годах композитор трудился также при дворах в Вейсенфельсе и Цейце. В 1678 году стал капельмейстером в Цейце. Когда в 1680 году двор Галле был перенесён в Вейсенфельс, его место занял Иоганн Филипп Кригер, ранее бывший помощником Поле. Сам он оставался в Цейце до 1682 года, а затем получил аналогичную должность в Мерзебурге, где и проработал до конца жизни.
Поле не публиковал своих сочинений, и значительная их часть была утрачена. Самыми ранними сохранившимися произведениями стали арии на стихи Пауля Флеминга, созданные в Касселе в 1650 году.
Творчество
Большинство сохранившихся вокальных сочинений Поле принадлежит духовному жанру. Он отдавал предпочтение латинским текстам (как библейским, так и небиблейским), создавая концерты для небольшого числа голосов с инструментальным сопровождением. В 1663–1664 годах Поле написал цикл кантат на весь церковный год: каждая включала концерт на библейский стих и арию на текст оды Гейденрайха. Единственное сохранившееся сочинение из этого цикла — Siehe, es hat überwunden der Löwe (Се, победил Лев) — представляет собой ранний пример концертно-арийной кантаты.
Инструментальная музыка Поле, прежде всего сонаты, отличается выразительной кантиленой, насыщенной гармонией и тёмным звучанием благодаря предпочтению средним и низким инструментам. Его творчество показывает переход от традиций Шютца к более зрелым формам немецкой барочной музыки.
Произведения
Духовные вокальные сочинения на латинские тексты
- Amo te Deus (Люблю Тебя, Боже), для 3 голосов, 3 инструментов и бассо континуо
- Benedicam Dominum (Благословлю Господа), две версии, для 2 голосов, 3 инструментов и бассо континуо
- Bonum est (Хорошо), для 3 голосов и бассо континуо
- Diligam te Domine (Возлюблю Тебя, Господи), для 1 голоса, 2 инструментов и бассо континуо
- Domine ostende (Господи, яви), для 5 голосов, 5 инструментов и бассо континуо
- Domine quis (Господи, кто?), для 4 голосов, 5 инструментов и бассо континуо
- In te Domine speravi (На Тебя, Господи, уповал я), для 3 голосов, 3 инструментов и бассо континуо
- Jesus auctor (Иисус — Виновник), для 3 голосов, 2 инструментов и бассо континуо
- Jesu care (Иисус дорогой), для 1 голоса, 2 инструментов и бассо континуо
- Miserere mei Deus (Помилуй меня, Боже), для 5 голосов, 5 инструментов и бассо континуо
- Nascitur Immanuel (Рождается Иммануил), для 5 голосов, 5 инструментов и бассо континуо
- Oculi mei (Очи мои), для 3 голосов, 2 инструментов и бассо континуо
- Paratum cor (Готово сердце), для 1 голоса, 2 инструментов и бассо континуо
- Te sanctum (Тебя святого), для 5 голосов, 7 инструментов и бассо континуо
- Tulerunt Dominum (Унесли Господа), диалог для 6 голосов, 6 инструментов и бассо континуо
- Verbum caro factum est (Слово стало плотью), для 3 голосов, 2 инструментов и бассо континуо
- Vox Domini (Глас Господень), для 1 голоса, 2 инструментов и бассо континуо
Духовные вокальные сочинения на немецкие тексты
- Der Engel des Herrn (Ангел Господень), для 4 голосов, 4 инструментов и бассо континуо
- Es wird ein Stern aus Jacob aufgehen (Восходит звезда из Иакова), для 4 голосов, 3 инструментов и бассо континуо
- Herr, wenn ich nur dich habe (Господи, если только Тебя я имею), версии для 1 и 3 голосов с инструментами и бассо континуо
- Ihr Völker bringet her (Народы, принесите сюда), для 3 голосов, 3 инструментов и бассо континуо
- Jesu, meine Freude (Иисус, моя радость), для 4 голосов, 3 инструментов и бассо континуо
- Nur in meines Jesu Wunden (Лишь в ранах моего Иисуса), для 6 голосов, 6 инструментов и бассо континуо
- Siehe, es hat überwunden der Löwe (Се, победил Лев), для 5 голосов, 7 инструментов и бассо континуо
- Wie der Hirsch schreiet (Как лань желает), для 1 голоса, 3 инструментов и бассо континуо
Светские вокальные сочинения
- 13 арий на стихи Пауля Флеминга, для 2 голосов, 2 скрипок и бассо континуо (1650)
- Kein Augenblick vergeht (Ни мгновения не проходит), мадригал для 3 голосов и бассо континуо
- Marindchen, du siehst hold und schöne (Мариндхен, ты прекрасна и мила), ария для 2 голосов, 5 инструментов и бассо континуо
- Weiss und Schwarz (Белое и чёрное), для 2 голосов, 2 инструментов и бассо континуо
Зингшпили (утрачены, тексты Д. Э. Гейденрайха)
- Liebe krönt Eintracht (Любовь венчает согласие), 1669
- Der singende Hof-Mann Daniel (Поющий придворный Даниил), 1671
- Aspasia (Аспасия), 1672
- Der glückselige Liebes-Fehl Prinz Walrams aus Sachsen (Счастливая любовная ошибка принца Валрама из Саксонии), 1673
- Der verliebte Mörder Herodes (Влюблённый убийца Ирод), 1673
- Die verwechselte Braut (Перепутанная невеста), 1675
- Das ungereimte Paar Venus und Vulcanus (Несогласованная пара Венера и Вулкан), 1679
Инструментальные сочинения
- 25 сонат для 4–8 инструментов и бассо континуо
- Sonata a 8 (Соната для восьми инструментов)
- Sonata a 6 (Соната для шести инструментов)
- 2 сюиты для 4 инструментов
- Ballet (Балет), переложение для лютни
Ноты сочинений Давида Поля на сайте библиотеки IMSLP