Польетти, Алессандро
... - 1683
Назад
Poglietti, Alessandro
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Алессандро Польетти — австрийский композитор и органист итальянского происхождения. Вероятно, музыкальное образование он получил в Риме или Болонье. Позднее обосновался в Вене. В начале 1661 года он служил органистом и капельмейстером у иезуитов в церкви «К девяти ангельским хорам», а уже 1 июля того же года был назначен придворным и камерным органистом императора Леопольда I.
Польетти пользовался высоким авторитетом как педагог клавирной игры и композиции. К нему приезжали учиться монахи со всей Австрии. Особенно тесные связи он поддерживал с бенедиктинским аббатством в Гётвейге, где нередко бывал как почётный гость. В этом монастыре 12 января 1677 года состоялась постановка его единственной известной оперы Endimione festeggiante (Празднующий Эндимион), приуроченной к визиту императора.
Он был дружен с графом Антоном Францем фон Коллато и князем-епископом Оломоуца, а в 1672 году унаследовал значительные владения близ Бржтнице и Кромержижа. За свои заслуги Польетти был возведён императором в дворянство, а папа Римский пожаловал ему титул рыцаря Золотой шпоры. Композитор погиб во время осады Вены турками в 1683 году.
Главное значение Польетти имеет как автор клавирной музыки. Вместе с Иоганном Керлем он стал важным звеном между Джироламо Фрескобальди и мастерами позднего барокко — Иоганном Себастьяном Бахом, Генделем, Фуксом и Готлибом Муффатом.
Его Compendium oder kurtzer Begriff, und Einführung zur Musica (1676) — руководство для учеников по технике клавирной игры и композиции. Особое место в наследии занимают 12 ричеркаров, продолживших традицию, начатую Fiori musicali (Музыкальные цветы, 1635) Фрескобальди и завершившуюся Die Kunst der Fuge (Искусство фуги) Баха.
Польетти увлекался музыкальными подражаниями. В Compendium он приводит темы для «всевозможных каприччио, подражающих пению птиц и иным звукам». Среди них — соловей, канарейка, кукушка, крик петуха и курицы, звуки колоколов, труда и войны. Эти приёмы воплощены в сочинениях Über das Henner-und Hannergeschrei (О крике петуха и курицы), Teutsch Trommel (Немецкий барабан), Franzoik Trommel (Французский барабан), а также в батальных пьесах Toccatina sopra la ribellione di Ungheria (Токкатина на тему венгерского восстания, 1671) и Toccata fatta sopra l’assedio di Filippsburgo (Токката, сочинённая по поводу осады Филипсбурга, 1676).
Особое место занимает цикл Rossignolo (Соловей, 1677), посвящённый императору Леопольду I к его третьему браку. В нём использованы как инструментальные подражания, так и элементы народной музыки разных стран — Böhmisch Dudlsack (Чешская волынка), Hollandisch Flagolett (Голландский флажолет), Französische Baiselements (Французские басовые элементы), Pollnischer Sablschertz (Польская сабельная шутка), Soldaten Schwebelpfeif (Солдатская свирель), Ungarische Geigen (Венгерские скрипки), Steyermarckher Horn (Штирийский рог). Эти пьесы отличаются яркой виртуозностью, тонкой формой и символическим содержанием.
Вокальные
Инструментальные
Теоретические труды
Ноты сочинений Алессандро Польетти на сайте библиотеки IMSLP