Планицкий, Йозеф Антонин
1691 - 1732
Назад

Йозеф Антонин Планицкий (Josef Antonín Plánický) - чешский композитор
- Родился 27 ноября 1691 г. - Манетин, Богемия или в 1690 году - Пльзень.
- Умер 17 сентября 1732 г. - Фрайзинг, Бавария.
Его можно отождествить с сыном Иржи Йозефом, родившимся у Ярослава Планицкого, учителя и органиста из Манетина, 27 ноября 1691 года; но в более позднем документе графини Марии Габриэлы Лажанской (15 октября 1720 года) он назван “кениглихер Крайс-Штадт Пльзень-им-Кенигрейх-Бемен Патрициус”. Графиня Лажанская наняла его в качестве частного репетитора для своих детей, и при ее маленьком дворе он познакомился с композиторами Маврикием Фогтом и Гюнтером Якобом. Вероятно, он был учеником Фогта, который был теоретиком. Получив высокие рекомендации от графини, Планицкий в октябре 1720 года совершил путешествие по Богемии, Моравии и Австрии. Наличие одного из его сочинений (отрывка из мотета) в Геттвейгском аббатстве позволяет предположить, что он отправился из Вены в Германию, где в 1722 году, по-видимому, находился во Фрайзинге (сейчас он женат; он прибыл из Нюрнберга со своим шурином, придворным музыкантом Фердинандом Нотруппом). В том же году он подал заявление о приеме на должность тенора в музыкальное училище дьюка-бишопа и был нанят как певец и инструменталист, в обязанности которого входило обучение мальчиков в семинарии. Его способности, должно быть, были значительными, поскольку в 1724 году ему было поручено написать оперу, посвященную 1000-летию (хотя в состав коллектива входил выдающийся композитор Дж. Дж. Пец). Опера "Zelus divi corbiniani ecclesiae frisingensis fundamentum", поставленная 7 октября 1724 года, в настоящее время утрачена. Кроме документов, касающихся финансов Планицкого, о нем больше ничего не известно, кроме даты его смерти, и большинство его работ были утрачены, когда церковный архив был продан с аукциона в 1803 году. В своем единственном сохранившемся произведении, сборнике из 12 сольных мотетов "Opella ecclesiastica seu Ariae duodecim nova idea exornatae" (Аугсбург, 1723), он предстает как композитор, обладающий значительным драматическим даром и умеющий писать для голоса.