Плейфорд, Джон
1623 - 1687
Назад

Джон Плейфорд (John Playford) - английский издатель, книготорговец и викарий-хорал собора Святого Павла
- Родился в 1623 году - Норвич.
- Умер между 24 декабря 1686 г. и 7 февраля 1687 г. - Лондон.
В период с 1651 по 1684 год он доминировал в сфере музыкального издательства (тогда практически ограниченного Лондоном), в бизнесе, который унаследовал его сын Генри Плейфорд. Для печатания своих книг он пользовался услугами Томаса Харпера (преемника Томаса Снодхэма, унаследовавшего бизнес Томаса Иста), Уильяма Годбида (преемника Харпера) и своего собственного племянника Джона Плейфорда младшего, который, будучи учеником Годбида, начал заниматься бизнесом в 1679 году с вдовой последнего, Анной. Формат, стиль и полиграфия книг Плейфорда, а также данные из книжных магазинов канцелярских товаров позволяют с некоторой долей уверенности предположить, что они были напечатаны шрифтом Иста, хотя для оформления титульных листов, за исключением гравированных, был предпочтителен менее витиеватый стиль, чем для более ранних рамок. Во многих случаях "Плейфорд" перенимал стиль Иста и сопутствующий ему девиз "Laetificat cor musica".
В Сент-Майкл-ат-Плейе, Норидж, установлен памятник его отцу Джону, торговцу шелком, и местные архивы свидетельствуют о том, что он принадлежал к большой семье, многие из которой были писцами или торговцами канцелярскими товарами. Поскольку нет никаких записей о его поступлении в среднюю школу, которую посещал его брат Мэтью, он, вероятно, получил образование в богадельне или хоровой школе при кафедральном соборе, где приобрел познания в музыке и "любовь к богослужению", о чем позже упоминал. Вскоре после смерти своего отца (22 марта 1639 года) он был отдан в ученики к Джону Бенсону, лондонскому издателю с церковного двора Святого Дунстана на Флит-стрит (23 марта 1639/40), на семь лет, получив свободу 5 апреля 1647 года, когда он стал членом йоманства канцелярских товаров. Это давало ему право заниматься издательской деятельностью. Он, не теряя времени, арендовал магазин на паперти церкви Темпл, где до его ухода на пенсию выходили все его публикации. Это был один из адресов Генри Плейфорда до 1690 года, когда акции были выставлены на аукцион. Роялист по происхождению и по личным склонностям, Плейфорд начал публиковать политические трактаты, кульминацией которых стало прекрасное повествование о королевском суде и других казнях роялистской знати (переизданное в 1660 году под названием "Черный трибунал Англии"). В ноябре 1649 года был выдан ордер на арест Плейфорда и его сообщников. Больше о нем ничего не было известно до тех пор, пока год спустя, 7 ноября 1650 года, он не был внесен в реестр книготорговцев как “Английский учитель танцев”. Хотя теоретически регистрация перед публикацией была обязательной, он записал так мало своих музыкальных книг, что невозможно сказать, была ли эта, впоследствии опубликованная в 1651 году, его первой. В 1653 году он был принят клерком в церковь Темпл, и эту должность он занимал с некоторым отличием до конца своей жизни, посвятив себя ремонту и содержанию здания и соблюдению надлежащего порядка проведения служб. Примерно в это время он женился. Когда его жена Ханна получила наследство от своего отца, Бенджамина Аллена, издателя Корнхилла, Плейфорды переехали (1655) из района Темпл в Ислингтон, где она основала школу-интернат для девочек, которой руководила до своей смерти в 1679 году. Затем Плейфорд вернулся в Лондон и снял дом на Арундел-стрит, Стрэнд, который позже перешел к его сыну. В судебных книгах канцелярской компании указано, что Плейфорд был призван в штат в 1661 году. В 1681 году король направил письмо мастеру и надзирателям, в котором требовал, чтобы он и другие названные лица были приняты в штат помощников. Вскоре после этого он получил долю в английской компании, которая управляла прибыльной монополией компании на выпуск псалмов, букварей и альманахов. Во время череды придворных чисток в 1684 и 1685 годах он остался невредим, без сомнения, благодаря королевской протекции. В 1684 году он отошел от активной предпринимательской деятельности в пользу своего сына Генри и еще одного молодого человека, Роберта Карра. Однако ряд книг сохранял его отпечаток вплоть до 1686 года. В своем завещании от того же года, в котором Генри Перселл и Джон Блоу указаны в качестве бенефициаров, он пожелал, чтобы его похоронили в церкви Темпл или в часовне Сент-Фейт, канцелярской лавке в подземелье собора Святого Павла, но ни в одном из этих мест не сохранилось никаких записей о захоронении. Плейфорд также был тесно связан с компанией приходских клерков Лондона; он подарил им несколько экземпляров своих псалмов и песнопений 1671 года, в которых были мелодии псалмов, переложенные для четырех мужских голосов. Ему приписывают изобретение струнного инструмента под названием "псалмодия" для аккомпанемента к метрическим псалмам. Несмотря на то, что Плейфорд не пользовался популярностью в конкурентном мире издательств, его высоко ценили поэты и музыканты. Поэт-лауреат Наум Тейт написал "Пасторальную элегию" на свою смерть, которую трогательно положил на музыку Генри Перселл. Посвящения и предисловия к его публикациям отражают его коммерческую хватку, его ксенофобию и его преданность монархии и благопристойному богослужению.
Ноты сочинений Джона Плейфорда на сайте библиотеки IMSLP