Плейфорд, Джон
1623 - 1687

Назад

Playford, John

  • Дата рождения: 1623
  • Место рождения: Норидж, Англия
  • Дата смерти: между 24 декабря 1686 и 7 февраля 1687 года
  • Место смерти: Лондон, Англия

Биография

Джон Плейфорд был английским издателем, книготорговцем и певчим хора собора Святого Павла. В период с 1651 по 1684 год он фактически монополизировал музыкальное издательское дело в Лондоне, передав его впоследствии своему сыну Генри Плейфорду. Для печати своих книг он пользовался услугами Томаса Харпера, Уильяма Годбида и своего племянника Джона Плейфорда-младшего, который в 1679 году начал вести дело вместе с вдовой Годбида. Книги Плейфорда печатались, как правило, шрифтами Томаса Иста, а на титульных страницах он нередко использовал его издательский знак и девиз Laetificat cor musica («Музыка веселит сердце»).

Он происходил из семьи торговца и печатника Джона Плейфорда-старшего. Вероятно, обучение получил в школе при кафедральном хоре Нориджа. После смерти отца (1639) был отдан в ученики к издателю Джону Бенсону в Лондоне. В 1647 году получил право вести собственное дело и вскоре открыл лавку в притворе церкви Темпл, откуда на протяжении десятилетий выходили все его издания.

С начала своей деятельности он выпускал не только музыкальные книги, но и политические памфлеты, в том числе The Perfect Narrative of the Tryal of the King («Полное повествование о суде над королём») и England’s Black Tribunal («Чёрный трибунал Англии»). Из-за королевских симпатий в 1649 году на него был выдан ордер на арест. Тем не менее уже в 1650 году он зарегистрировал книгу The English Dancing Master («Английский танцевальный мастер»), опубликованную в 1651 году и ставшую одной из самых известных его работ.

В 1653 году Плейфорд был назначен клерком церкви Темпл и занимал этот пост до конца жизни. Он заботился о её ремонте и организации службы. Его жена Ханна, дочь издателя Бенджамина Аллена, основала пансион для девочек в Исингтоне, который существовал до её смерти в 1679 году. После этого Плейфорд перебрался в дом на Арундел-стрит в Лондоне.

С 1661 года он состоял в Ливрии компании издателей, а в 1681 году по королевскому распоряжению был введён в состав совета. В 1684 году передал дела сыну Генри и Роберту Карру, хотя его имя продолжало появляться на изданиях до 1686 года. В завещании он упомянул Генри Перселла и Джона Блоу как наследников. Плейфорд желал быть похороненным в церкви Темпл, но точное место его захоронения неизвестно.

Современники отмечали его строгость и конкуренцию с другими издателями, но поэты и музыканты ценили его высоко. Поэт-лауреат Нэйм Тэйт посвятил ему элегию, которую положил на музыку Генри Перселл.

Творчество

Плейфорд издавал не только музыкальные труды, но и политические сочинения и различные пособия. Его музыкальные книги делятся на три категории:

  1. Теоретические труды и учебники для различных инструментов.
  2. Сборники песен и инструментальных пьес.
  3. Псалмы, гимны и духовные песнопения.

Особое значение имела его книга A Breefe Introduction to the Skill of Musick («Краткое введение в музыкальное искусство», 1654), ставшая самым популярным английским музыкальным учебником XVII века. Плейфорд уделял внимание как практическим упражнениям, так и музыкальной теории.

Наибольшую известность принёс ему сборник танцев The English Dancing Master («Английский танцевальный мастер»), многократно переиздававшийся до 1728 года. Он сохранил огромное количество балладных мелодий и стал главным источником для возрождения английских контрдансов.

Другие его издания включают Musick’s Recreation («Музыкальное развлечение», 1652), Catch that Catch Can («Поймай этот канон», 1652), Court Ayres («Придворные ариетты», 1655), Apollo’s Banquet for the Treble Violin («Пир Аполлона для скрипки-сопрано», 1669).

Особое внимание он уделял изданиям псалмов в различных обработках — для одного, двух, трёх и четырёх голосов, для клавишных и щипковых инструментов. Его гармонизации старых церковных мелодий широко распространились в Англии, Шотландии и Северной Америке и использовались в XVIII веке в приходских хорах.

Произведения

  • The English Dancing Master («Английский танцевальный мастер», 1651, многократные переиздания до 1728)
  • A Musicall Banquet («Музыкальный банкет», 1651)
  • Musick’s Recreation («Музыкальное развлечение», 1652)
  • Catch that Catch Can («Поймай этот канон», 1652; также известен как The Musical Companion – «Музыкальный спутник» или The Pleasant Musical Companion – «Приятный музыкальный спутник»)
  • A Breefe Introduction to the Skill of Musick («Краткое введение в музыкальное искусство», 1654; позднее An Introduction to the Skill of Musick – «Введение в музыкальное искусство»)
  • Court Ayres («Придворные ариетты», 1655)
  • Apollo’s Banquet for the Treble Violin («Пир Аполлона для скрипки-сопрано», 1669)
  • The Whole Book of Psalmes («Вся книга псалмов», 1661 и 1677)
  • Psalms and Hymns («Псалмы и гимны», 1671)
  • The Tunes of Psalms («Мелодии псалмов», около 1669)
  • A Booke of New Lessons («Книга новых пьес», 1652)

Плейфорд оставил огромное наследие издателя и музыканта, сыгравшего ключевую роль в сохранении английской музыкальной традиции XVII века.

Ноты сочинений Джона Плейфорда на сайте библиотеки IMSLP