Плейфорд, Генри
1657 - 1709

Назад

Playford, Henry

  • Дата рождения: 5 мая 1657 года
  • Место рождения: Исингтон (предположительно), Англия
  • Дата смерти: май – декабрь 1709 года
  • Место смерти: Лондон, Англия

Биография

Генри Плейфорд был английским издателем, книготорговцем и торговцем нотами, сыном известного издателя Джона Плейфорда. Он продолжил дело своего отца, однако из-за конкуренции с издателями гравированных нот и приверженности старым методам книгопечатания не смог удержать такое же господство в музыкальном издательстве, какое имел его отец. Тем не менее в 1680–1690-е годы Генри Плейфорд оставался одним из самых известных музыкальных издателей Лондона.

В 1674 году он был отдан в ученики к отцу, а в 1681 году получил право вести собственное дело. Первоначально он работал вместе с Джоном Плейфордом-старшим, который незадолго до смерти передал часть бизнеса сыну и Роберту Карру, сыну издателя Джона Карра. Генри продолжал работу в лавке у церкви Темпл и в доме на Арундел-стрит. После нескольких совместных изданий он разошёлся с Карром и стал публиковать самостоятельно, иногда в партнёрстве с другими издателями. Его первые труды в основном представляли собой переиздания книг отца или новые редакции его работ.

С 1687 года Плейфорд начал издавать большое количество немузыкальных сочинений, которые остались важной частью его деятельности. В 1686 году он женился на Энн Бейкер; известно о рождении одной дочери. В 1690–1693 годах он занимался организацией продаж и аукционов художественных произведений и старинных нотных книг. С 1692 года именно он взял на себя публикацию большинства произведений Генри Перселла, сотрудничая сначала с самим композитором, а затем с его вдовой Фрэнсис.

Около 1695 года конкуренция со стороны издателей гравированных нот (Джона Уолша, Джона Хэра и Томаса Кросса) значительно снизила его продажи. В 1697 году он попытался выпускать гравированные песенные листки, но вскоре вернулся к традиционной печати наборным шрифтом. В 1699 году Плейфорд приобрёл долю в усовершенствованном нотном шрифте Уильяма Пирсона под названием new London character («новый лондонский стиль»). Он пытался привлечь новую аудиторию, издавая музыкальный журнал Mercurius musicus («Музыкальный Меркурий», 1699–1702) и дешёвые сборники популярных песен Wit and Mirth: or, Pills to Purge Melancholy («Остроумие и веселье, или Пилюли для очищения меланхолии»). Также он пытался создать сеть музыкальных клубов для продвижения своих изданий, однако эти попытки не имели успеха.

В отличие от отца, Генри не достиг высокого положения в компании книготорговцев. В 1686 году он был принят в Ливрию, а в 1696 получил половинную долю в English Stock. У него было пять учеников. С 1706 года его склад продавался Джоном Калленом, а также Джоном Янгом от имени Пирсона. После его смерти его типографские издания распространяли Джон и Бенджамин Спринты и Уильям Пирсон, а гравированные — Джон Уолш и Джон Хэр. Всё имущество Плейфорд завещал жене Энн.

Творчество

Генри Плейфорд продолжал переиздавать труды отца, иногда модернизируя их. В 1694 году он выпустил новое издание An Introduction to the Skill of Musick («Введение в музыкальное искусство») с добавленной главой «The art of Descant» («Искусство контрапункта»), написанной Генри Перселлом.

Среди его собственных сборников выделяются The Theater of Music («Музыкальный театр», 1685–1687), The Banquet of Music («Музыкальный банкет», 1688–1692), Deliciae musicae («Музыкальные утехи», 1695–1696).

Его наиболее значительным изданием стало The Divine Companion («Божественный спутник», 1701), куда восемь выдающихся английских композиторов, включая Джона Блоу, Джеремайя Кларка и Уильяма Крофта, внесли гимны, псалмы и хоралы в простом, но современном стиле. Плейфорд подчеркнул, что это были первые напечатанные гимны, предназначенные специально для приходских церквей. Кларк впервые опубликовал здесь свои знаменитые мелодии Uffingham («Вечерний гимн») и St Magnus («Святой Магнус», добавлена во втором издании 1707 года).

Произведения

Издания Джона Плейфорда, переизданные Генри Плейфордом:

  • The Dancing Master («Танцевальный мастер», издания 1690, 1703; последующие до 1728)
  • The Second Book of the Pleasant Musical Companion («Вторая книга приятного музыкального спутника», 1694, 1707)
  • An Introduction to the Skill of Musick («Введение в музыкальное искусство», издания 1687, 1703 и позднее до 1730)
  • Apollo’s Banquet («Пир Аполлона», издания 1687, 1690, книга 2 – 1691 и до 1701)
  • The Second Part of Musick’s Hand-Maid («Вторая часть Музыкальной служанки», 1689)
  • Т. Гритинг: The Pleasant Companion for the Flageolet («Приятный спутник для флажолета», 1683)

Издания Генри Плейфорда:

  • The Theater of Music («Музыкальный театр», 1685–1687)
  • Harmonia sacra, or Divine Hymns and Dialogues («Священная гармония, или Божественные гимны и диалоги», 1688, 1693)
  • The Banquet of Music («Музыкальный банкет», 1688–1692, переиздания до 1696)
  • Thesaurus musicus … the Second Book («Музыкальное сокровище, вторая книга», 1694)
  • Deliciae musicae («Музыкальные утехи», 1695–1697)
  • The A’Lamode Musician … ingraved from the Originalls («Модный музыкант, выгравированный с оригиналов», 1698)
  • Г. Хант: A Collection of Some Verses out of the Psalms … Composed in Two Parts («Собрание стихов из Псалмов, сочинённых в двух голосах», 1698)
  • The Tunes of the Psalms («Мелодии псалмов», 1698)
  • Wit and Mirth: or, Pills to Purge Melancholy («Остроумие и веселье, или Пилюли для очищения меланхолии», 1696, 1700)
  • A Book of Directions to Play the Psalmody («Книга наставлений для исполнения псалмодии», 1699)
  • Mercurius musicus («Музыкальный Меркурий», 1699–1702)
  • С. С. и Дж. Х.: Tunes to the Psalms («Мелодии к псалмам», 1700)
  • The Divine Companion («Божественный спутник», 1701, второе издание 1707, переиздания до 1722)
  • Г. Перселл: Orpheus Britannicus … the Second Book («Британский Орфей, вторая книга», 1702)
  • The Diverting Post («Развлекательная почта», 1706)

Генри Плейфорд вошёл в историю как издатель, сумевший сохранить и развить наследие отца, а также как важный посредник между великими английскими композиторами XVII века и широкой публикой.

Ноты сочинений Генри Плейфорда на сайте библиотеки IMSLP