Платти, Джованни Бенедетто
1697 - 1763
Назад
Platti, Giovanni Benedetto

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Итальянский композитор. Согласно свидетельству о смерти, ему было 64 года, что указывает на рождение около 1698 года; однако письмо от 7 октября 1764 года от Доменико Палафути к Г.Б. Мартині предполагает дату рождения 9 июля 1697 года. Обнаружение документа в Венеции, в котором Платти упоминается как член «arte dei sonadori» в начале 1711 года, указывает, что он не мог родиться позже 1692 года.
Мало что известно о его жизни до 1722 года, однако в Венеции его учителями могли быть Франческо Гаспарини, Альбинони, Вивальди, Лотти, Алессандро Марчелло или Бенедетто Марчелло. Его отец Карло, виолетта-исполнитель в оркестре базилики Сан-Марко, также мог обучать сына музыке. По письму Палафути к Мартині, Платти путешествовал в Сиену до 1722 года и, возможно, видел новое изобретение Кристофори — «cembalo a martelletti», что объясняет гармонию, стиль и технику некоторых его сонат для клавесина.
В 1722 году он отправился в Вюрцбург с группой музыкантов под руководством Фортунато Челлери и поступил на службу при дворе князя-архиепископа Бамберга и Вюрцбурга Иоганна Филиппа Франца фон Шёнборна. 4 февраля 1723 года женился на Марии Терезии Ламбрукер, сопрано при дворе; у них было восемь детей, некоторые из которых стали музыкантами, но их музыка не сохранилась.
На вюрцбургском дворе Платти выполнял функции фактотума: пел, играл на различных инструментах (скрипка, виолончель, гобой, флейта, клавесин), исполнял произведения и сочинял музыку. Он встречался с художником Джованни Баттистой Тьеполо, который в 1750–1753 годах выполнял фрески для Резиденции, включая единственный известный портрет Платти. Композитор продолжал работать при дворе до своей смерти.
Творчество Платти отличается исключительным чувством структуры и живым, элегантным стилем даже в наименее изобретательных произведениях. Он использовал барочные и предклассические формы, почти не прибегая к гальантному стилю. В некоторых произведениях (например, клавесиновые сонаты оп.1 и мессы) применяется барочная техника fortspinnung; другие, как «Miserere», имеют более классическое звучание с богатой гармонией. Его концерты для виолончели сопоставимы с лучшими произведениями Боккерини, а реквием, вероятно, написанный в память об одном из князей-архиепископов Шёнборна (возможно, в 1754 году), считается шедевром.
Платти проявил редкую чуткость к голосовым и инструментальным возможностям, что заметно в мелодии Lacrimosa и сопрано-соло в Benedictus. Его клавесиновые сонаты и концерты демонстрируют развитие сонатной формы и предвосхищают преромантический стиль, с ритмической энергией и динамическими контрастами. В клавесиновых концертах Платти проявил переход от барочного к классическому концерту: в концертах №3–5 клавесин играет концертирующую роль, структура Allegro — tutti–solo–tutti–solo–tutti; в концертах №6–9 струнные участвуют в диалоге с клавесином, который теперь имеет полноценную солирующую функцию.
Вокальные
Инструментальные
Утерянные произведения
Ноты сочинений Джованни Бенедетто Платти на сайте библиотеки IMSLP