Платти, Джованни Бенедетто
1697 - 1763

Назад

Platti, Giovanni Benedetto

  • Дата рождения: до 1692
  • Место рождения: Падуя или Венеция, Италия
  • Дата смерти: 11 января 1763
  • Место смерти: Вюрцбург, Германия

Биография

Итальянский композитор. Согласно свидетельству о смерти, ему было 64 года, что указывает на рождение около 1698 года; однако письмо от 7 октября 1764 года от Доменико Палафути к Г.Б. Мартині предполагает дату рождения 9 июля 1697 года. Обнаружение документа в Венеции, в котором Платти упоминается как член «arte dei sonadori» в начале 1711 года, указывает, что он не мог родиться позже 1692 года.

Мало что известно о его жизни до 1722 года, однако в Венеции его учителями могли быть Франческо Гаспарини, Альбинони, Вивальди, Лотти, Алессандро Марчелло или Бенедетто Марчелло. Его отец Карло, виолетта-исполнитель в оркестре базилики Сан-Марко, также мог обучать сына музыке. По письму Палафути к Мартині, Платти путешествовал в Сиену до 1722 года и, возможно, видел новое изобретение Кристофори — «cembalo a martelletti», что объясняет гармонию, стиль и технику некоторых его сонат для клавесина.

В 1722 году он отправился в Вюрцбург с группой музыкантов под руководством Фортунато Челлери и поступил на службу при дворе князя-архиепископа Бамберга и Вюрцбурга Иоганна Филиппа Франца фон Шёнборна. 4 февраля 1723 года женился на Марии Терезии Ламбрукер, сопрано при дворе; у них было восемь детей, некоторые из которых стали музыкантами, но их музыка не сохранилась.

На вюрцбургском дворе Платти выполнял функции фактотума: пел, играл на различных инструментах (скрипка, виолончель, гобой, флейта, клавесин), исполнял произведения и сочинял музыку. Он встречался с художником Джованни Баттистой Тьеполо, который в 1750–1753 годах выполнял фрески для Резиденции, включая единственный известный портрет Платти. Композитор продолжал работать при дворе до своей смерти.

Творчество

Творчество Платти отличается исключительным чувством структуры и живым, элегантным стилем даже в наименее изобретательных произведениях. Он использовал барочные и предклассические формы, почти не прибегая к гальантному стилю. В некоторых произведениях (например, клавесиновые сонаты оп.1 и мессы) применяется барочная техника fortspinnung; другие, как «Miserere», имеют более классическое звучание с богатой гармонией. Его концерты для виолончели сопоставимы с лучшими произведениями Боккерини, а реквием, вероятно, написанный в память об одном из князей-архиепископов Шёнборна (возможно, в 1754 году), считается шедевром.

Платти проявил редкую чуткость к голосовым и инструментальным возможностям, что заметно в мелодии Lacrimosa и сопрано-соло в Benedictus. Его клавесиновые сонаты и концерты демонстрируют развитие сонатной формы и предвосхищают преромантический стиль, с ритмической энергией и динамическими контрастами. В клавесиновых концертах Платти проявил переход от барочного к классическому концерту: в концертах №3–5 клавесин играет концертирующую роль, структура Allegro — tutti–solo–tutti–solo–tutti; в концертах №6–9 струнные участвуют в диалоге с клавесином, который теперь имеет полноценную солирующую функцию.

Произведения

Вокальные

  • 2 мессы, 4 голоса (2 vn, va, org)
  • Месса, 4 голоса a cappella
  • Requiem (Реквием), 4 голоса
  • Offertorium (Приношение), 8 голосов, 2 скрипки, альт, орган
  • Stabat mater (Стоит Матерь), бас, флейта, гобой, 2 альта, орган
  • Miserere (Помилуй), соло, хор, гобой, струнные, орган
  • 2 кантаты, сопрано, струнные: Sdegni e disprezzi, Già libero già sciolto (Презрение и отвращение; Уже свободен, уже развязан)
  • Corre dal bosco al prato (Бег из леса на луг), кантата, сопрано, клавесин obbligato, 2 скрипки, альт, бас

Инструментальные

  • 9 концертов, клавесин, струнные
  • 25 концертов, 4 с включением виолончели obbligato, 2 скрипки, бас
  • 12 концертов, виолончель concertato, 2 скрипки
  • Концерт, скрипка, струнные
  • Концерт, гобой, 2 скрипки, альт, виолончель, клавесин
  • 6 сонат для клавесина в итальянском стиле, оп.1
  • 6 сонат для клавесина, оп.4
  • 6 сонат для клавесина
  • 2 сонаты для клавесина
  • Arioso, Allegro, клавесин
  • Fantasia-gavotta, клавесин
  • 22 сонаты для 3 инструментов, 1 с включением скрипки
  • 12 сонат для виолончели и баса
  • 4 ричеркара, скрипка, виолончель
  • Соната, скрипка, бас
  • 6 сонат, флейта, виолончель/клавесин, оп.3
  • Трио-соната, флейта, гобой, бас
  • Соло, гобой, бас

Утерянные произведения

  • Опера Arianna
  • 2 оратории: Franchonia cristiana, Sant'Elena a calvario (1732)
  • Sedecia (священная драма)
  • Серената
  • 2 концерта для клавесина

Ноты сочинений Джованни Бенедетто Платти на сайте библиотеки IMSLP