Платти, Джованни Бенедетто
1697 - 1763

Назад

Джованни Бенедетто Платти (Giovanni Benedetto Platti) - Итальянский композитор

Родился до 1692 года, Падуя или Венеция - умер 11 января 1763 года, Вюрцбург. 

В свидетельстве о смерти указано, что ему 64 года, что указывает на то, что он родился примерно в 1698 году, но информация, содержащаяся в письме Доменико Палафути к Дж. Б . Мартини от 7 октября 1764 года, позволяет предположить, что реальной датой рождения может быть 9 июля 1697 года; однако находка Майкла Тэлбота в Венеции (I-Ваша милиция да Мар, Боста 626, Сонардори) из документа, в котором упоминается, что Платти принадлежал к сонадорскому искусству в начале 1711 года, означает, что он не мог родиться позже 1692 года. О нем мало что известно до 1722 года, но в Венеции его учителями могли быть Франческо Гаспарини, Альбинони, Вивальди, Лотти, Алессандро Марчелло или Бенедетто Марчелло. Возможно, его отец Карло (р. 1661; умер после 1727), игравший на виолетте в оркестре базилики Сан-Марко, также обучал его. Согласно Палафути в его письме к Мартини, Платти побывал в Сиене до 1722 года и познакомился с недавним изобретением Кристофори - "чембало а мартеллетти", но это не подтверждается никакими другими доказательствами. Однако это объясняет гармонию, стиль и технику исполнения некоторых его клавесинных сонат. В 1722 году он отправился в Вюрцбург с группой музыкантов под руководством Фортунато Челлери. Там он поступил на службу ко двору принца-архиепископа Бамбергского и Вюрцбургского Иоганна Филиппа Франца фон Шенборна. 4 февраля 1723 года он женился на Марии Терезии Ламбрукер, сопрано, служившей при дворе. У них было восемь детей, некоторые из которых были музыкантами, но ни одна музыка, приписываемая им, не сохранилась. Платти занимал при вюрцбургском дворе должность своего рода доверенного лица: он был певцом, играл на различных инструментах, включая скрипку, виолончель, гобой, флейту и клавесин, выступал и сочинял музыку. В Вюрцбурге сохранились три письма, только одно из которых написано рукой Платти, но они ничего не добавляют к нашим сведениям о его пребывании в Германии. Он познакомился с художником Джамбаттистой Тьеполо, который находился в Вюрцбурге с 12 декабря 1750 года по 8 ноября 1753 года, чтобы украсить резиденцию фресками, одна из которых включает в себя единственный известный портрет Платти. Платти продолжал работать в суде Вюрцбурга до самой своей смерти. Сохранившиеся работы художника не слишком значительны по сравнению с работами его современников. Они демонстрируют две неизменные характеристики: исключительное чувство структуры и, даже в наименее изобретательных произведениях, живую, элегантную манеру исполнения. Он использовал как барочные, так и доклассические формы, почти полностью минуя стиль галант. В некоторых его произведениях, включая клавесинные сонаты op.1 и мессы, использована техника барочного раскручивания, в то время как другие, например "Мизерере", более классические по стилю и с более богатым гармоническим содержанием. Некоторые из его виолончельных концертов, которые могут сравниться с лучшими произведениями Боккерини, также выдержаны в более классическом ключе, как и Реквием, который, вероятно, был написан после смерти одного из князей-архиепископов Шенборнов (возможно, в 1754 году) и может считаться шедевром. Великолепное владение вокалом и инструментами, а чуткость Платти проявляется в написании мелодий, например, в начале "Лакримозы" и соло сопрано в "Бенедикте". Некоторые из его клавесинных сонат и концертов не только вносят вклад в развитие сонатной формы, но и передают богатство и вдохновение, которые напоминают о доромантической эпохе; ритмически беспокойная музыка стремится к финальному аккорду, постоянно меняя модуляции. Платти, по-видимому, осознавал возможности, которые открывает зарождающееся фортепиано, поскольку в некоторых его пьесах есть пассажи, в которых диапазон клавиш расширен, а некоторые из его движений в адажио, похоже, были задуманы для инструмента, который может варьировать свою динамику или реагировать на чувствительное прикосновение. Концерты для клавесина знаменуют собой переход от барокко к классическому концерту. В №№ 3, 4 и 5 клавесин играет концертирующую роль, а структура аллегро такова: тутти–соло–тутти–соло–тутти. Однако в № с 6 по 9 от этой формы отказываются: струнные переходят от поддерживающей роли к диалогу с клавесином, который теперь играет настоящую сольную роль, подхватывая и развивая темы, заявленные оркестром. Место Платти среди второстепенных композиторов, таких как Венто, Г.М. Рутини и Доменико Альберти, заслуживает отдельного рассмотрения. Анализ большей части его музыки выявил композитора, которого можно отнести к числу наиболее значимых фигур его времени.

Ноты сочинений Джованни Бенедетто Платти на сайте библиотеки IMSLP