Питони, Джузеппе Оттавио
1657 - 1743

Назад

Джузеппе Оттавио Питони (Giuseppe Ottavio Pitoni) - итальянский композитор и музыкальный публицист

  • Родился 18 марта 1657 г. - Риети.
  • Умер 1 февраля 1743 г. - Рим.

По словам Чити, родители отвезли его в Рим в возрасте 11 месяцев, в возрасте пяти лет он посещал музыкальную школу Помпео Натали, а в возрасте восьми лет пел в соборе Джованни деи Фиорентини, а вскоре после этого - в соборе Апостоли. Еще совсем юным он стал учеником Франческо Фоджа. В 1673 году он стал маэстро капеллы в Монтеротондо, недалеко от Рима. На следующий год он отправился в Ассизский собор, где посвятил себя изучению произведений Палестрины. В 1676 году он стал капельмейстером кафедрального собора Риети, а с 1677 года и до своей смерти занимал аналогичную должность в коллегиальной церкви Святого Марка в Палаццо Венеция в Риме (за это время он также занимал несколько других должностей в Риме). С 1686 года и до своей смерти он жил в коллегии Германико и руководил ее церковной музыкой, которая в то время исполнялась в соборе Святого Аполлинария. С 1694 по 1721 год он работал в капитуле Святого Лоренцо в Дамазо, где, по крайней мере, с 1696 по 1731 год он также отвечал за выступления, организованные любителем музыки кардиналом Пьетро Оттобони. В 1709 году он отказался сменить Алессандро Скарлатти на посту маэстро капеллы Сан-Мария-Маджоре, но был маэстро капеллы Сан-Джованни в Латерано с предыдущего года до 1719 года, когда занял аналогичную должность в капелле Джулия в Сан-Пьетро. Он также работал музыкантом в других церквях. Несколько раз он был первым попечителем Конгрегации Святой Чечилии в Риме. Питони был чрезвычайно плодовитым композитором церковной музыки и пользовался большим уважением в Риме. Его музыка в основном написана в традициях Палестрины, но содержит элементы концертного и полихорального стилей (даже его четырехчастные произведения исполнялись двумя отдельными хорами). В названиях своих произведений он часто проводил различие между stile concertato и stile pieno, причем последнее обозначало стиль антико. Органное сопровождение необязательно только в ряде сочинений, состоящих из четырех частей. Чистый контрапункт, лежавший в основе его ранних произведений, постепенно исчезал, пока примерно к 1720 году его музыка не стала преимущественно аккордовой, лишь с остатками контрапункта. Стиль пьено, использовавшийся в основном для покаянных литургических произведений, вновь появился, однако, после 1730 года. В четырехчастных концертных произведениях сольные части четко контрастируют с хоровыми, включающими в себя parlando tuttis. Примерно после 1720 года соло также появились в массовом исполнении вместо концертных партий для нескольких голосов. Иногда добавлялись концертные инструментальные партии. Отличительными чертами полихоральной музыки Питони являются ее блестящий контрапункт, обмен мелодическим материалом между голосами и использование чередующихся хоров. Начиная с 1724 года, этот стиль становится менее важным в его творчестве, хотя Чити сообщал, что в конце своей жизни он работал над мессой для 12 хоров, но не смог завершить ее. Большинство его многочисленных служебных гимнов представляют собой простые монодические или четырехголосные переложения, но псалмы включают произведения для 16 голосов; во многих псалмах солирующий голос противопоставляется хору рипиено. Питони также был автором статей по теории и истории музыки. Его "Нотиция о контрапунктах", важная ранняя веха в музыкальной лексикографии, содержит много полезной и недоступной иным способом информации (не всегда точной), в частности, о ранних исполнителях традиций церковной музыки, которые он сам так усердно культивировал.

Ноты сочинений Джузеппе Оттавио Питони на сайте библиотеки IMSLP