Питони, Джузеппе Оттавио
1657 - 1743
Назад
Pitoni, Giuseppe Ottavio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джузеппе Оттавио Питони — итальянский композитор и музыкальный теоретик, крупнейший мастер римской церковной традиции XVII–XVIII веков. По свидетельству Чити, родители перевезли его в Рим, когда ему было всего 11 месяцев. С пяти лет он обучался музыке в школе Помпео Натали, а в восемь лет пел в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини, затем в Санти-Апостоли. Рано начал заниматься у Франческо Фоджи.
В 1673 году Питони был назначен капельмейстером в Монтеротондо, недалеко от Рима. Год спустя переехал в Ассизи, где углубился в изучение сочинений Палестрины. В 1676 году стал капельмейстером кафедрального собора в Риети, а с 1677 года и до самой смерти занимал аналогичную должность в колlegiатной церкви Сан-Марко в Палаццо Венеция в Риме. Параллельно он занимал многочисленные посты в других римских храмах.
С 1686 года Питони жил при Коллегио Джерманико, где руководил музыкой в церкви Сант-Апполинаре. С 1694 по 1721 год работал для главы собора Сан-Лоренцо-ин-Дамазо, где с 1696 по 1731 год отвечал за музыкальные постановки, организуемые кардиналом Пьетро Оттобони. В 1708 году Питони стал капельмейстером Сан-Джованни-ин-Латерано и оставался на этом посту до 1719 года, когда принял должность в Капелле Джулия при соборе Святого Петра. В 1709 году он отклонил предложение занять место Алессандро Скарлатти в Санта-Мария-Маджоре.
В течение жизни он неоднократно избирался первым хранителем Конгрегации Святой Цецилии в Риме.
Питони был исключительно плодовитым композитором духовной музыки и пользовался огромным уважением в Риме. Его стиль основывался на традициях Палестрины, но также включал элементы концертанто и полихорального письма. Даже четырёхголосные сочинения он часто исполнял разделёнными хорами. В заголовках своих произведений Питони чётко различал stile concertato (концертный стиль) и stile pieno (полный стиль, то есть stile antico).
Орган в его сочинениях использовался как факультативный аккомпанемент, главным образом в произведениях стиля pieno. В ранних сочинениях преобладал чистый контрапункт, но к 1720-м годам его музыка стала преимущественно аккордовой, с элементами гомофонии. После 1730 года он вновь обратился к stile antico, особенно в покаянных литургических произведениях. В четырёхголосных концертанто-хоральных композициях он часто противопоставлял сольные эпизоды полному хору. В мессах после 1720 года сольные партии постепенно заменяли ансамблевые эпизоды.
Его полихоральные сочинения отличались блестящим контрапунктом, обменом тематическим материалом между голосами и чередованием хоров. Чити сообщает, что в конце жизни Питони работал над мессой для 12 хоров, но не успел её завершить.
Особый пласт его наследия составляют псалмы и гимны, среди которых встречаются как простые монодические обработки, так и грандиозные сочинения на 16 голосов. В псалмах характерен контраст сольного голоса и полного хора.
Питони оставил значительное наследие как музыкальный теоретик и историк. Его Notitia de contrapuntisti (Сведения о контрапунктистах) является важнейшей вехой в истории музыкальной лексикографии, хотя и содержит ошибки. Среди других трудов — Guida armonica (Гармоническое руководство), Regole di contrappunto (Правила контрапункта), а также дополнения к трактату Джулио Белли.
Духовные
Светские
Оратории (музыка утрачена)
Теоретические труды
Ноты сочинений Джузеппе Оттавио Питони на сайте библиотеки IMSLP