Пистокки, Франческо Антонио Мамилиано
1659 - 1726

Назад

Франческо Антонио Мамилиано Пистокки (Francesco Antonio Mamiliano Pistocchi) - итальянский композитор и певец

  • Родился в 1659 году - Палермо.
  • Умер 13 мая 1726 г. - Болонья.

Он был вундеркиндом, пел на публике в возрасте трех лет и опубликовал свое первое произведение "Каприччи пуэрили" в возрасте восьми лет. Его отец Джованни был скрипачом музыкальной капеллы в Сан-Петронио, Болонья, с 9 сентября 1661 года. В мае 1670 года Франческо время от времени работал там певцом, а в 1674 году ему была предоставлена постоянная должность сопрано. Однако из-за частых отлучек и он, и его отец были уволены в мае 1675 года. За десять лет он сделал блестящую карьеру в качестве контральто, выступая на различных сценах Италии и Германии. С 1 мая 1686 по 15 февраля 1695 года он состоял на службе при дворе в Парме. В 1696 году он стал капельмейстером в Ансбахе у маркграфа Бранденбург-Ансбахского (некоторые из его писем к которому опубликованы). В мае 1697 года он отправился с Джузеппе Торелли в Берлин по просьбе курфюрстины Софии Шарлотты, но вернулся в Ансбах в начале 1698 года. В конце 1699 года они с Торелли переехали в Вену, а осенью 1700 года он был в Болонье, где выступал в нескольких церквях. Между 1701 и 1708 годами его время от времени приглашали петь в Сан-Петронио, Болонья, в недавно воссозданной музыкальной капелле. В 1702 году он был назначен виртуозом камерной капеллы тосканского князя Фердинандо Медичи. В качестве контральто Пистокки активно выступал в ведущих итальянских театрах. В 1675 году он стал героем сонета "Ai numi dell'Adria", опубликованного в Ферраре. Хотя оперная карьера Пистокки закончилась примерно в 1705 году, он продолжал петь в течение нескольких лет на богослужениях в различных церквях Болоньи. Он был известен как учитель пения, и среди его учеников были Антонио Бернакки, А.П. Фабри, Антонио Паси, Гаэтано Беренштадт и Г.Б. Мартини. В 1708 и 1710 годах он был директором Филармонической академии, членом которой был с 1687 года. В 1709 году он принял духовный сан, а в 1714 году был назначен почетным капелланом курфюрста пфальца Иоганна Вильгельма. В ноябре 1715 года он стал членом конгрегации оратории в Форли. Певческое искусство Пистокки, вероятно, основывалось на его умении украшать музыку, как мелодическую, так и ритмическую. Тоси считал его лучшим певцом всех времен, обладавшим безупречным вкусом и умением преподавать красоты искусства пения, не отступая от установленного темпа. Берни рассказал историю (возможно, легендарную) о том, что он испортил свой голос сопрано из-за распутной жизни, был низведен до положения переписчика и, работая таким образом, научился контрапункту и стал опытным композитором. Несколько лет спустя, по словам Берни и других авторов, он восстановил свой голос, который к тому времени превратился в контральто. Как композитор Пистокки отличается мелодической элегантностью и красочной гармонией, особенно в своей обработке хроматизма. Берни выделил его драматический речитатив в оратории "Мария Верджина аддолората" и отметил, что он использует широкий динамический диапазон, в котором используются "все степени уменьшения звука". Его письма к Перти также раскрывают его как проницательного музыкального критика.

Ноты сочинений Франческо Антонио Мамилиано Пистокки на сайте библиотеки IMSLP